В Кыргызстане тлело все - доверие народа к власти, межэтнические связи, первые зачатки демократии...

На модерации Отложенный

Мы живем не рядом, а друг в друге

Прошел 21 год с тех пор, как издавна связанные не просто общностью судеб, но и родственными узами коренные нации Центральной Азии1 пережили трагические события июня 1990 г. на юге Кыргызстана. Тогда в г.Ош от рук кыргызских и иных национал-экстремистов погибли 300 с лишним человек, подавляющее большинство которых составили узбеки. Однако причины и последствия этой шовинистической вакханалии, прекращенной, в частности благодаря решительной, но взвешенной позиции руководства Узбекистана, так и остались до конца не расследованными, неизученными.

А ведь уже тогда, независимо от вмешательства третьей силы, была очевидна попытка части кыргызского, в основном горного, населения (не без участия "идеологов") насильственного воздействия на социально и политически активное городское узбекское население в целях еще большего укрепления и без того привилегированного статуса титульной нации республики. И хотя та попытка была варварской, тем не менее в последующем благожелательное отношение населения других коренных наций к кыргызам восстановилось. Славянское население Оша оставалось индеферентным, хотя и пережило беспокойство.

Думаю, что здесь уместно привести краткий обзор истории народонаселения юга Кыргызстана. В 1990 г., в южной Киргизии была только Ошская область. Ее территория составляла 65,6 тыс.кв.км (почти 1/3 всей территории республики), а население – более 2 млн.чел. или около 50 проц. всей численности населения Кыргызстана. При этом узбеки, уйгуры, дунгане составляли преобладающую долю населения области. Плотность населения в Ошской области составляла 28 чел. на 1 кв.км., тогда как в Таласской области она составляла 14,5 чел.; в Иссык-Кульской – 9,5; в Нарынской – около 6 чел.

Ошская область и воссозданная вновь в годы независимости Джалал-Абадская область (в 40-50-е годы она была) намного превосходят (в основном за счет сельского населения коренных национальностей) все другие области (включая Чуйскую на севере и Баткентскую – на юге республики) по темпам естественного прироста населения. Однако, специфические особенности южных областей, равно как и необходимость учитывать интересы, потребности национальных меньшинств, властями игнорировались и тем стимулировался рост негативных тенденций во всей республике.

Для непредвзятого понимания истории народонаселения и характера межнациональных отношений на юге Кыргызстана, а также в связи с упоминающимися в СМИ, Интернете ошибочными выражениями "узбекская диаспора", "уйгурская диаспора" полезно иметь в виду, что еще до переселения кыргызов в конце Х-нач. XI вв. в Ферганскую долину с территорий бассейна Энасая (тюрк. – "Мать-река", рус. – "Енисей", "Енисей – батюшкай") и Алтая здесь с незапамятных времен уже жили предки узбекского, уйгурского и фарсоязычного этносов. И потому же, можно сказать, дурно поступают новоявленные "геродоты" (Р.Масов – Таджикистане, Г.Хидоятов – в Узбекистане, М.Магауин – в Казахстане), которые совершенно произвольно, словно стремясь кому-то угодить, извращают богатую, во многом общую этническую историю коренных народов Центральной Азии.

Завершая обзор истории народонаселения юга Кыргызстана, добавим, что численность уйгуров и дунган здесь, как и в Семиречьи, многократно увеличилась в результате их массового переселения (в соответствии с Петербургским договором 1881 г. между правительствами России и Китая) из Синьцзяня. За их размещение в Ферганской и Семиреченской областях Туркестанского генерал-губернаторства власти России получили от Китая 9 млн.руб. золотом, на устройство сотен тысяч уйгуров, дунган, других вынужденных переселенцев из Восточного Туркестана был выделен только один млн.рублей. Так что вся забота об устройстве этих переселенцев легла на плечи местного населения, в т.ч. казахов и кыргызов.

Известно также, что в Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан сотни тысяч мусульман из Китая переселились в 50-е годы ХХ в.

А это тоже сказалось на социальной обстановке в регионе. Но в советское время об этом говорить не было принято.

Все эти факторы следовало и следует учитывать не только органам власти и управления, но и научным учреждениям, общественным институтам республик региона, особенно Кыргызстана после июньских событий 1990 г. Но, к сожалению, за два десятилетия власти этой республики, кроме создания еще двух южных (Джалал-Абадской и Баткентской) и одной северной (Чуйской) областей, серьезных изменений в социально-экономических, политических и правовых условиях жизни многонационального населения не осуществили. Напротив, эйфория от независимости страны, отсутствие какой бы то ни было объединяющей, просветительской идеологии в сочетании с упражнениями по утверждению демократии и с формированием стихийно-рыночной экономики привели к подрыву этнической и духовной основ толерантности населения, прежде всего кыргызского. В этих условиях совсем неслучайным стал приход на вершину власти - К.Бакиева – человека, как вскоре обнаружилось, не очень радеющего за благо народа и страны.

Мудрая поговорка гласит: "Где тлеет, там сгорает больше". Вот и в Кыргызстане тлело все: доверие народа к власти, межэтнические связи, первые зачатки демократии, надежды на возрождение экономики и духовности страны. Массовый бунт и погромы люмпенизированной молодежи в Бишкеке оказались достаточными, чтобы полный амбиций, но не имеющий амуниции глава государства бежал (не без злого умысла) в Джалал-Абад, а к власти пришли те, кто прежде в ней побывал.

Еще предстоит расследовать, выяснить многое из того, что связано с апрельско-июньскими событиями как на севере, так и, особенно, на юге Кыргызстана. Почему Р.Отунбаева и члены Временного правительства, зная о первых актах вандализма против жителей узбекских кварталов (среди них были и мирные кыргызы, уйгуры), сумели утвердить порядок в столице, но не сделали буквально ничего для предотвращения уже очевидного тогда геноцида. Ведь на другой же день, как Н.Назарбаев (с согласия Д.Медведева и Б.Обамы) "выручил" Бакиева, на стенах зданий в Джалал-Абаде, Оше появились зловещие надписи: "Обзектерге олум" ("Смерть узбекам"), "Кыргызстан – кыргызам", а вооруженные огнестрельным оружием молодчики принялись убивать узбеков, насиловать женщин, грабить и поджигать дома в узбекских махаллях (кварталах). Затем среди боевых налетчиков-истязателей появились молодые люди в военной униформе. Истребление узбеков приобрело столь массовый характер, что с точки зрения человечности это можно и нужно назвать геноцидом. Прискорбно, что даже в день референдума, 29 июня, когда и пострадавшие узбеки одобрили новую Конституцию и президентство Р.Отунбаевой, убийства, похищения узбеков продолжались. Эта данность еще не прекращена.

Возмутительно и то, что творят правоохранительные органы, спецслужбы в южных областях. Не вдаваясь в детали, отмечу, что как констатируют сотрудники "Хьюман Райтс Вотч", ряда других международных и региональных правозащитных организаций, действия этих органов, спецслужб носят откровенно антиузбекскую направленность. Не думаю, что правительство республики об этом не знает. Если такая практика еще продолжится, то вся вина за произошедшую трагедию узбеков южных областей будет возложена на них же.

Чтобы этого не допустить, необходимо, чтобы ООН возможно скорее направила в регион международные полицейские силы и полномочную Комиссию для расследования обстоятельств массового уничтожения, вытеснения узбеков юга Кыргызстана. О своей положительной позиции на этот счет не раз заявляла и Р.И.Отунбаева, которой автор этих строк желает успехов на благо всего многонационального населения братского Кыргызстана.

1 Понятие "Центральная Азия" в географическом смысле гораздо шире. В политическом же смысле понятие "Центральная Азия" ныне охватывает Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.