«Газпром» для Путина и Медведева важнее Красной армии

На модерации Отложенный

Российский газовый монополист ведет сырьевую войну на два фронта - в Европе и Азии

«Газпром» переоценивает свою власть пытается устранить из игры конкурентный проект Nabucco, при помощи которого Евросоюз мечтает освободиться из оков газового монополиста, но, пишет немецкая Handelsblatt, «Алексей Миллер остается верен типичной для русских традиции переоценивать собственные силы». По мнению немецких экспертов, он упускает из виду то, что газовый рынок меняется и «Газпром» инвестирует миллиарды в проект, имеющий все шансы оказаться лишним.

«Газпром» идет в обход

Последним ходом главы «Газпрома» стало «аморальное предложение» немецкому энергетическому гиганту RWE поучаствовать в российском «Южном потоке». «Это обрушит мечты на реализацию Nabucco, - пишет автор статьи Флориан Виллерсхаузен, - на двух свадьбах одновременно сплясать не получится. Тем более что RWE занимается в консорциуме разработкой туркменских месторождений, откуда «Газпром» получает немалую часть экспортного газа». Пока Алексею Миллеру удается держать под контролем газ из центральноазиатских республик, но что будет дальше неизвестно, считают западные эксперты.

- Что касается перспектив «Южного потока», то они остаются для меня весьма неопределенными, потому что сейчас Россия имеет проблемы с среднеазиатскими странами – Туркменией, Узбекистаном и Казахстаном, без газа которых она будет просто не в состоянии закрывать объемы экспортных контрактов, - пояснил «СП» старший эксперт Института экономики переходного периода Сергей Жаворонков. - Раньше Россия могла давить на азиатов за счет отсутствия альтернативы сбыта, но сейчас Китай строит свой трубопровод в Среднюю Азию, и очень скоро у них появится выбор.

Есть здесь и еще один подвох: «Южный поток» пройдет по турецкой акватории Черного моря, а с Турцией в сфере энергетики у России всегда были неопределенные отношения. Например, когда строился «Голубой поток», Турция изменила свои условия задним числом – когда трубопровод уже был построен, заявив, что будет покупать значительно меньше газа, чем было предусмотрено. Но учитывая, что эта страна имеет очень выгодное с точки зрения поставок энергоносителей географическое расположение, она может диктовать свои условия и Россия будет вынуждена на них соглашаться. Я думаю, что турецкой дипломатии эта история запомнилась и понравилась, поэтому сейчас может произойти нечто подобное», - считает эксперт.

Кстати, самый дешевый путь российского газа в Европу - это маршрут «Белоруссия-Польша». И не только потому, что стоимость поставок газа в Белоруссию, а также оплата транзита через Польшу минимальные, просто географически это самый короткий путь от месторождений Тюмени к центру европейскому потребления газа в Германии. За ним по мере удорожания следуют трубопроводы через Украину, затем «Северный поток», Nabucco и самый дорогой - проектируемый «Южный поток».

Но несмотря на это, по планам «Газпрома», маршруты поставок сырья будут развернуты в обход Восточной Европы - по северному и южному направлениям. В этом случае российский газ станет для европейского потребителя заметно дороже. Например, строящийся проект «Северный поток» не будет конкурентоспособен даже по сравнению с доставкой сжиженного сланцевого газа из США танкерами, не говоря уже о цене транспортировки через Белоруссию и Польшу, считают эксперты. Так зачем же «Газпром» строит этот столь дорогостоящий газопровод?

- Думаю, что главный ответ на этот вопрос заключается в том, кто является основными подрядчиками «Газпрома» в строительстве «Северного потока» и «Южного потока», - предполагает Сергей Жаворонков. – К примеру, семья Рутенбергов, которая принадлежит к могущественным людям, лично знакомым с Владимиром Путиным. Но в целом, действительно, ни строящийся «Северный поток», ни тем более проектируемый «Южный поток» не смогут конкурировать по своей цене на европейском рынке. И закончится все это очередным скандалом.

Много газа – это большая власть

С тех пор как стало известно, что концерн RWE изучает возможность вхождения в проект газопровода «Южный поток», судьба его конкурента - Nabucco, оказалась под угрозой. Ситуация приобрела политическое значение, пишет немецкая Handelsblatt. Дело в том, что власти Германии и Евросоюза считают Nabucco «важным фактором энергетической безопасности». Диверсификация источников газа - это условие надежного снабжения газом Европы, заявил немецкий министр экономики Райнер Брюдерле, «поэтому федеральное правительство поддерживает этот проект».

Еврокомиссия тоже не скрывает своего интереса к Nabucco, однако полагает, что RWE вряд ли собирается выйти из проекта, сообщает издание со ссылкой на круги, близкие к Еврокомиссии. По его словам, контакты между RWE и «Газпромом» лишь свидетельствуют о том, «насколько серьезно русские воспринимают Nabucco».

«Газ - это власть, а много газа - это большая власть. Именно этим объясняется то, что президент России предпочел бы подключить к самому главному энергоресурсу своей страны всю Западную Европу», - пишут журналисты Handelsblatt, по мнению которых «Газпром» и премьер Путин используют газ в качестве оружия. «Крупнейший в мире поставщик газа «Газпром» для Путина и Медведева даже важнее Красной армии, поэтому речь и здесь идет не столько о газе, сколько о власти», - говорится в статье.

Тем временем, другой российский трубопровод бросает вызов ОПЕК. С помощью трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) Россия может «вытеснить Организацию стран-экспортеров нефти с позиций привилегированного поставщика в Азии», пишет The Wall Street Journal. По новому маршруту стоимостью в 27 млрд долларов нефть будет преодолевать 4857 км из Сибири на Тихоокеанское побережье и оттуда угрожать существующим азиатским контрактам.

ВСТО «производит революцию» в азиатском нефтеперерабатывающем сегменте, поскольку дает игрокам свободу выбора и рычаги давления на ОПЕК, полагает автор статьи Энджела Хеншэлл. «Прямой угрозой для ОПЕК» называет ВСТО и аналитик из Energy Security Analysis Эндрю Рид. По его мнению, российскую нефть от ближневосточной отличают не только более низкие транспортные издержки, но и более предпочтительные для азиатских клиентов качества - легкость и низкое содержание серы.

Издание напоминает, что прокладка ВСТО была начата в 2006 году. Пока введена в эксплуатацию лишь первая очередь трубопровода, завершить его строительство планируют к 2012 году, а довести пропускную способность до 1 млн баррелей в сутки - годом позже. В дальнейшем этот показатель должен достигнуть 1,6 млн баррелей в сутки.

Папусы против «Газпрома»

Однако в этой сырьевой войне у «Газпрома» уже появились серьезные противники. Пока газовый монополист снижает добычу и поставки сырья в Европу, за его спиной уже вырастает новый перспективный газовый поставщик - Польша. Развивая свои запасы сланцевого газа, она способна потеснить Россию на европейском рынке, считает главный научный сотрудник Института Европы Алексей Хайтун. «Возможен вариант начала гонки за газом, суть которой в том, кто станет первым в центрах потребления Европы - польский сланцевый газ, или трубопроводный газ Сибири из «Северного» и «Южного» потоков. В этой логике победитель получит все», - считает эксперт.

Нашлись конкуренты «Газпрому» и в Азии: под занавес прошлого года вторая по величине китайская госкомпания Sinopec подписала соглашение на поставки газа из Папуа–Новой Гвинеи на ближайшие 20 лет. В соответствии с этим соглашением каждый год Китай будет закупать около 200 млн тонн сжиженного природного газа, производимого в рамках проекта, в котором участвуют американский холдинг Exxon Mobil и другие международные инвесторы.

Островной газ будет охлаждаться и сжижаться в Новой Гвинее, а затем доставляться танкерами в восточно-китайские порты, где будет вновь трансформироваться в газообразное состояние и уже трубопроводами расходиться по материку.

- Китай, как все крупные потребители энергоресурсов, стремится расширить свои поставки, и это вполне нормально, - пояснил Сергей Жаворонков. – А у «Газпрома» никогда не было монополии на отношения с Китаем. Кроме того, запасы российского газа – это тема, которая частично скрыта государственной тайной, частично известна на основе рапортов о неразведанных месторождениях, которые неизвестно когда будут запущены. Причем, непонятно, насколько будет экономически оправдана их разработка с точки зрения себестоимости газа, который там можно добывать. Это касается не только газа Ямала, но и Штокмана и Ковыкты, где отсутствует инфраструктура для добычи и транспортировки.

Даже сейчас «Газпром» не способен обеспечить объемы по существующим контрактам без среднеазиатского газа. Но если отношения России со странными Средней Азии станут такими же напряженными, как с Украиной и Белоруссией, может случиться, что «Газпром» просто не сможет выполнить свои экспортные обязательства – какие там «потоки». Ситуация в этом смысле далеко не блестящая.