Появятся ли в России дороги высокого качества
На модерации
Отложенный
Одной из главных российских бед принято считать плохие дороги. К примеру, только за последние десять лет в нашей стране более чем в два раза снизились темпы ввода в строй новых дорог с твердым покрытием. По данным Росстата, за это время общая протяженность федеральных автомагистралей увеличилась всего на 3,5 тысячи километров и составила 49 тысяч километров. При этом качество дорог фактически не меняется, а это напрямую влияет на безопасность. Вдобавок плохие автотрассы тормозят экономику России, повышая транспортные издержки и создавая препятствия на пути передвижения граждан и грузов. Очевидно, что решение дорожных проблем должно быть комплексным, одновременно учитывающим интересы власти, бизнеса и обычных автовладельцев. Можно ли этого достичь и какими путями, обсуждают участники «круглого стола».
НА АВТОБАНЫ ДЕНЕГ НЕ ХВАТАЕТ
Павел Поспелов:
|
Павел Иванович Поспелов, первый проректор МАДИ |
|
- В последнее время из-за недостатка средств на капитальный ремонт состояние дорожной сети по России значительно ухудшилось. Это в конечном итоге приводит к большим издержкам стоимости товара, который передвигается по России. Меня как проектировщика беспокоит также плохая работа закона об автомобильных дорогах. В частности, поведение землепользователей, чьи участки прилегают к автотрассам. Взять, к примеру, Ленинградское шоссе, где в районе Кирилловки прямо на обочине строится рынок. А по нормам здесь должна быть полоса отвода в 150 метров. Дорожная инфраструктура должна детально прорабатываться и обеспечивать безопасность движения. Но, к сожалению, такой программы у нас сейчас нет.
Игорь Николаев:
|
Игорь Алексеевич Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК |
|
- В 2008 году в нашей стране на дорожное хозяйство было потрачено около 412 миллиардов рублей, в 2009 году - 329,6 миллиарда рублей. Сокращение - почти 20 процентов. Надеяться на то, что будет перелом при таком значительном урезании финансирования, не стоит. Приоритетом будут социальные обязательства, а не дороги.
Виктор Похмелкин:
- Конечно, следующий год выборный. Если бы мы жили в Европе, то дороги были бы едва ли не главным приоритетом в такой ситуации. К сожалению, для российского общества дорожное строительство и качество дорог приоритетами не являются. Почему не хватает денег, почему деньги разворовываются, почему, несмотря на самые разные инициативы, они не реализуются? Здесь нужна максимальная открытость всех процессов.
|
Виктор Валерьевич Похмелкин, председатель «Движения автомобилистов России» |
|
Необходимо включать представителей общественности в комиссии по приемке дорог. На официальных сайтах правительства и региональных властей должна быть полная информация о том, кто ведет строительство и ремонт, каковы условия конкурсов, кто эти конкурсы выигрывает.
ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ НАМ ПОМОЖЕТ?
Рауф Яббаров:
- Что касается европейского опыта, то в свое время очень мощным толчком развития сети платных автодорог в западных странах были как раз бюджетные ограничения. Это привело к тому, что в дорожной инфраструктуре началось внедрение принципа концессий. То есть создания частных дорог с нуля. В Испании, к примеру, в 80-м году были такие же дороги, как сейчас у нас. Но за прошедшие двадцать лет там создана самая образцовая инфраструктура в Европе.
|
Рауф Фаридович Яббаров, директор департамента ГЧП и международных проектов компании «Трансстрой» |
|
Вот и у нас сокращение бюджета может одновременно явиться стимулом для того, чтобы внедрять подобный механизм. Естественно, не надо забывать, что целью той же концессии является достижение оптимального соотношения цены и качества. Концессионер, который строит дорогу, будет вынужден ее эксплуатировать, возвращать вложенные средства. Поэтому он уже на этапах проектирования и строительства предполагает, что если он плохо спроектирует и построит, то у него вырастут расходы, начнутся внеплановые ремонты, и потом медленнее будут возвращаться те средства, которые он привлек на рынке и вложил в объект.
Считаю, что внедрение концессий в дорожной отрасли - это не спасательный круг, это часть бизнеса, это пилотный проект. Если платные дороги будут лучше, то бесплатные дороги, наверное, тоже будут подтягиваться к стандартам качества.
Винсан Кабанн:
|
Винсан Кабанн, заместитель генерального директора ООО «Северо-Западная концессионная компания» |
|
- Модель концессий дает экономию бюджетных средств, которые высвобождаются для решения других задач государства, например социальных.
Понятно, что когда на строительство новых дорог примерно одна треть приходит из бюджета, а две трети - это инвестиции частного сектора, то часть средств высвобождается. Помимо такой первичной экономии, очень важно, что у платной дороги появляется один хозяин-концессионер, который на долгий срок (а в Европе это в среднем на 30 лет) имеет возможность проектировать, строить и эксплуатировать. По традиционным контрактам у застройщика есть некий интерес - максимально увеличить стоимость строительства. А вот по концессии это невозможно. Ведь для того, чтобы потом окупать проект за счет средств автомобилистов, концессионерам выгодно оптимизировать проект и держать цены на строительство в разумных пределах. Тогда эксплуатация дороги в течение нескольких десятилетий будет рентабельной. Поэтому создается возможность соединить интересы и государства, и инвестора, и пользователей дорог.
«КП»:
- Насколько применим в российских условиях европейский опыт? Видимо, зарубежные нормативы подвергаются здесь существенной корректировке...
|
Анатолий Викторович Высоцкий, аналитик ЗАО «ТКБ Капитал» |
|
Винсан Кабанн:
- Я бы не сказал, что корректировка очень сильная. За последние годы российскими властями была проведена огромная работа. В России появился закон о концессиях, который постоянно улучшается. В каждом конкретном случае мы опираемся на свой опыт. Например, сейчас в Европе весьма популярны так называемые экоавтомагистрали. Во Франции, откуда я родом, по закону выделяется 1 процент от стоимости строительства автодороги на так называемый пейзаж и развитие. В виде закона такое обязательство не существует в России, но это не мешает нам использовать наработанный опыт и принципы гармоничного вписывания дороги в окружающую среду при строительстве в России.
ПО ШОССЕ С ВЕТЕРКОМ И... ЗА ДЕНЬГИ
Сергей Кельбах:
|
Сергей Валентинович Кельбах, первый заместитель председателя правления ГК «Российские автомобильные дороги» |
|
- Надо в целом изменить стратегический подход государства к дорожной инфраструктуре как таковой, как к локомотиву экономического развития страны в целом. Необходимо менять ситуацию на отдельно взятых дорогах, например, с помощью механизмов государственно-частного партнерства. При этом появляются инвесторы, которые при проектировании будут преследовать две цели - выдерживать баланс между объемами капитальных вложений на строительство дороги и последующими затратами на эксплуатацию этого объекта. Для примера приведу проект Москва - Санкт-Петербург 15-й - 58-й километр... Компания, выигравшая тендер, перед заключением концессионного соглашения занялась оптимизацией технических решений. В результате проект в значительной степени улучшен. Это повлекло за собой уменьшение затрат на землеустроительные работы. А это одна из серьезных составляющих, которые влияют на стоимость дороги, не являясь непосредственно составной частью конструктива дороги.
Сергей Глазков:
|
Сергей Львович Глазков, советник председателя «Москомзайм» |
|
- Очевидно, что в России для радикального изменения дорожной ситуации нужно сначала разрабатывать новые механизмы. Один из них - государственно-частное партнерство. Естественно, помимо бесплатных дорог, в России нужно вводить платные дороги. Государственных средств здесь никогда не хватит. Без частного капитала мы дорожную проблему не решим.
Евгений Шаго:
- Сейчас много говорится о платных дорогах, о государственном и частном партнерстве как о панацее. На самом деле в текущих рыночных условиях ни один инвестор не будет вкладывать деньги в дороги. Ведь вложение в строительство с нуля и дальнейшая эксплуатация дает 3 - 4 процента годовых. Это даже не на десять лет, а на 20 - 30 лет. Кто будет вкладывать в России эти деньги? Возьмем участки на Можайском шоссе и трассе Москва - Санкт-Петербург. Кто будет основным пользователем этих дорог? На Можайском строится очень короткий участок платной дороги - всего 18,3 километра. Принцип государственно-частного партнерства в дорожном строительстве может работать на объездных и коротких участках. Там, где скапливаются пробки, и иного выхода нет, кроме как ехать на платную дорогу. Но построить длинную трассу полностью и окупить, как платную, невозможно.
|
Евгений Викторович Шаго, глава аналитического подразделения УК «Ингосстрах-инвестиции» |
|
Сергей Кельбах:
- Какую трассу? Москва - Санкт-Петербург? А какой смысл строить ее целиком платную? Там нет такого трафика, который был бы способен окупить ее, будь эта дорога полностью платной. Да и не существует вообще такой стратегии в России - строить длинные платные дороги. Мы говорим об элементах государственного и частного партнерства на экономически привлекательных участках: мостовые переходы и входы-выходы из крупных промышленных населенных пунктов. При этом потребительские свойства дороги будут одинаковы как на платном, так и на бесплатном участке.
Возьмем, к примеру, трассу М4 «Дон»: при протяженности автодороги от Москвы до Новороссийска порядка 1500 км суммарная протяженность платных участков составит около 700 км. Это - обходы крупных населенных пунктов. При этом вся трасса будет находиться в эксплуатации у ГК «Российские автомобильные дороги» и вся она будет одинаково содержаться. Но в городах, через которые проходят бесплатные участки магистрали, мы сможем улучшать только состояние покрытия дороги. Все остальное мы не трогаем. А по платной трассе обхода будет создана полноценная придорожная зона сервиса - с заправками, мотелями, остановками для отдыха через каждые 50 километров. На платных участках все нацелено на то, чтобы водитель не терял времени. А если ты никуда не спешишь, сбавляй скорость до 60 километров и поезжай по бесплатной дороге, через все светофоры...
Подчеркиваю: у платных дорог будет альтернатива. По федеральному закону платная трасса строится там, где существует возможность объезда протяженностью, не превышающей протяженность маршрута платной дороги более чем в 3 раза. Все проекты, которые сейчас делает наша госкомпания, строго следуют этому положению.
Комментарии
Да, в три раза длиннее (не менее) и по грунтовому грейдеру.
Неужели они все-таки надеются что-то унести с собою в могилу?
Комментарий удален модератором