Отправку российских «Миров» в Мексиканский залив остановила бюрократия

На модерации Отложенный

Российские батискафы «Мир» являются единственными в мире глубоководными аппаратами, способными остановить утечку нефти в Мексиканском заливе. Экипаж батискафов готов помочь и удивляется, что никто их помощи не просит. BP, в свою очередь, удивляется, почему от России не поступает соответствующего официального предложения.

Российские глубоководные аппараты «Мир» способны остановить разлив нефти в Мексиканском заливе. Об этом заявил пилот одного из двух глубоководных аппаратов «Мир», известный подводник Евгений Черняев, в интервью ВВС. Более того, он отметил, что «Миры»— фактически единственные батискафы в мире, которые обладают необходимыми техническими характеристиками.

«Наши батискафы уникальны,— рассказал Черняев журналистам.— Их два, они могут погружаться и работать одновременно. Кроме того, они обладают достаточной мощностью для того, чтобы работать с любым другим дополнительным оборудованием».

Только четыре батискафа в мире способны погружаться на глубину 6 тыс. метров. Помимо российских «Мир-1» и «Мир-2» это французский Nautile и японский Shinkai 2000. Но «Миры», по словам Черняева, уже приобрели репутацию самых лучших— в том числе и благодаря опытной команде.

Тяжелые условия работы в Мексиканском заливе, где ежедневно в воду выливаются тысячи баррелей нефти, экипаж «Миров» не пугают. Черняев напомнил, что аппараты испытывались в гораздо более жестких условиях— например, в Арктике.

«Миры»

Глубоководные аппараты (ГОА) «Мир-1» и «Мир-2» были построены под руководством экспертов Института океанологии РАН имени П.П. Ширшова в Финляндии в 1987 году. Батискафы способны погружаться на глубину 6 тыс. метров. Размеры каждого из них— 7,8X3,8X3 метра. Батискафы рассчитаны на экипаж в составе трех человек.

Аппараты совершали экспедиции в Атлантический, Тихий и Индийский океаны. С их помощью проводились работы на затонувшей атомной подводной лодке «Комсомолец». Кроме того, они использовались для подводных съемок двух кинофильмов о затонувшем судне «Титаник». В начале июля 2010 года «Миры» приступили к погружению на дно Байкала с целью поиска запасов газовых гидратов, которые некоторые считают возможным альтернативным источником топлива в будущем.

«Никому наша помощь не нужна»

Команда «Миров» уже давно обсуждает ситуацию в Мексиканском заливе, рассказал Евгений Черняев. По его словам, все они готовы прийти на помощь BP— если бы не единственное, но непреодолимое препятствие. Проблема заключается в том, что решение об отправке «Миров» в Мексиканский залив не входит в полномочия Института океанологии РАН, которому принадлежат батискафы.

«Решение должно быть принято на правительственном уровне,— отметил Черняев.— Обращаться с просьбой предоставить "Миры“ к Сагалевичу (Анатолий Сагалевич, заведующий лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии.— GZT.RU)— это нонсенс. Хотя мы способны погрузиться на гораздо большую глубину, чем находится поврежденная скважина, мы немногое можем сделать по своей воле».

По словам Черняева, инициатива отправить российские «Миры» в Мексиканский залив будет иметь шансы на успех только в одном случае— если компания ВР или правительство США обратится к России с просьбой объединить усилия по борьбе с катастрофой. Сам подводник удивляется, что этого еще не было сделано.

«Мы бы не отказались им помочь, хотя для нас это будет очень сложно, особенно сейчас, когда мы уже начали работу на Байкале,— рассказал он в интервью.— Но похоже, что никому на самом деле наша помощь не нужна».
В 2007 году Евгений Черняев был пилотом одного из «Миров» во время нашумевшей экспедиции к Северному полюсу с целью подтвердить права России на арктические хребты Ломоносова и Менделеева. По итогам экспедиции на дне океана был установлен российский флаг.

Это вызвало возмущение других приарктических государств, претендовавших на богатый шельф

«Пока никто не обращается, что мы сможем делать?»


Депутат Госдумы Артур Чилингаров, известный ученый-океанолог и участник экспедиции «Миров» в Арктику, согласен с утверждением, что «Миры» могут помочь устранить катастрофу. В беседе с GZT.RU эксперт отметил, что у «Миров» есть опыт подобной работы— в частности, они выполняли ремонтные работы на атомной подводной лодке «Комсомолец». Однако Чилингаров также согласился с тем, что привлечение аппаратов к устранению трагедии в Мексиканском заливе— вопрос непростой.

«Технологически это не так просто, так как сейчас "Миры“ работают на Байкале,— отметил депутат.— Мы имеем возможность выполнить такие работы, и если будет приглашение, то мы откликнемся, мы уже это обсуждали. Но раз никто не обращается, то что же мы сможем делать?»

«Обращаться к России нецелесообразно»

По данным BP, для устранения нефтяной утечки компания использует не только свое, британское оборудование, но также американское, норвежское и нидерландское. Эти страны предоставили технические средства добровольно. С российской стороной, как сообщили GZT.RU в пресс-службе лондонского представительства BP, переговоров о глубоководных аппаратах не ведется.

«На данный момент к нам не поступало никаких предложений о глубоководных аппаратах от российской стороны, поэтому мы не можем их изучить. Если Россия официально заявит нам, что готова предоставить батискафы, мы отнесемся к заявке со всей серьезностью,— заявили GZT.RU в пресс-службе BP.— А обращаться к российским властям на основании заметок в прессе видится просто нецелесообразным».

Представители компании также отметили, что ранее в СМИ уже поступали сообщения о том, что группа российских ученых побывала в районе утечки и наблюдала за процессом ее устранения.

«Это было просто ложью,— заявил представитель BP.— Никаких российских ученых на месте утечки не было».

Катастрофа в Мексиканском заливе

Началом экологической катастрофы в Мексиканском заливе стала авария на плавучей буровой платформе Deepwater Horizon, арендованной британской компанией BP. 20 апреля на платформе, расположенной в 200 км от Нового Орлеана, произошел взрыв, на следующий день после сильного пожара она затонула. Из 126 работников 11 погибли. В результате аварии был поврежден трубопровод, и из скважины началась масштабная утечка нефти.

BP предприняла несколько попыток остановить утечку. Последнюю можно назвать более или менее успешной— на скважину установили заглушку, которая позволяет откачивать нефть по трубам на расположенный на поверхности воды корабль. Как утверждает ВР, с помощью заглушки ежедневно собирается около 10 тыс. баррелей нефти. Однако объемы нефти, продолжающей выливаться в океан, оцениваются в тысячи баррелей

Американские берега останутся нефтяными

Тем временем апелляционный суд США отказался наложить постоянный мораторий на глубоководное бурение на американском шельфе. На этом после инцидента с платформой BP настаивал Белый дом, который и ввел временный запрет на бурение. Однако суд не поддержал позицию администрации, отметив, что предполагаемый экологический ущерб бурения недостаточный для введения постоянного моратория.
 
Те, кто полагают, что катастрофа в Мексиканском заливе приведет к тотальному запрету на бурение и добычу нефти как в этом заливе, так и в море вообще, ошибаются. Все будет ровно наоборот. Хлещущая из морских глубин нефть будет манить все новых и новых игроков, которые увидят в этих залежах легкий способ разбогатеть. А политикам не останется ничего, кроме как поддержать их стремления, ведь эти месторождения находятся не в исламских странах, не в Саудовской Аравии, Иране, Ираке или Алжире, не в проникнутых антиамериканскими настроениями Венесуэле или Кубе, а прямо в морских водах США. Читать далее...