Пикет «единороссов» в Страсбурге аукнулся оппозиции в России

На модерации Отложенный Госдума приравняла митинги с участием автотранспорта к обычным акциям протеста— теперь водителям придется проходить такие же процедуры согласования, как и всем остальным. Автовладельцы говорят, что новый закон не направлен против борющихся с мигалками «синих ведерок»— скорее всего, власти обеспокоены возможностью более масштабных выступлений, таких, как прошедший 20 марта этого года «День гнева». Между тем, авторы инициативы, обосновывая новые требования, ссылаются, в том числе, на собственный зарубежный опыт.

В пятницу, 9 июля Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». «За» проголосовали 312 депутатов, против 133.

Поправки внесли депутат от «Единой России» Сергей Марков, депутат от «Справедливой России» Михаил Емельянов и депутат от ЛДПР Павел Тараканов.

Последний, правда, вышел из списка авторов по личному указанию Владимира Жириновского. Тот заявил накануне принятия документа, что фракция отзывает подпись Тараканова под законопроектом, а «если кто-то из депутатов фракции даст голос, он сегодня же будет исключен из фракции ЛДПР или освобожден с поста руководителя комитета».
Уравняли в «правах»

Поправки, о которых идет речь, регулируют порядок организации и проведения публичных мероприятий, в том числе с использованием автотранспорта.

Щитов против «ведерок»

Столичный депутат Кирилл Щитов, обвинивший общество «синих ведерок» в создании многокилометровой пробки на Можайском шоссе, затем извинился перед активистами.

Единоросс говорит, что был слишком эмоционален, и больше не возлагает вину за пробку исключительно на это общество. Правда, для того, чтобы депутат пришел к такому мнению, «ведеркам» потребовалась двухдневная кампания в интернете.

Как писал GZT.RU, фактически авторы предлагают приравнять автомобильные акции протеста к обычным митингам, со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом как для автомобилитов, так и для обычных митингующих устанавливается «продленный» срок подачи заявки: теперь заявка на шествие должна подаваться не за три календарных дня, как это было ранее, а за три рабочих дня— авторы законопроекта указывают, что это позволит муниципальным чиновникам рассмотреть заявки в спокойной обстановке.

В соответствии с действующим законодательством под публичным мероприятием понимается акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Новые поправки уточняют, что такая акция может проводиться с использованием транспортных средств.

Таким образом, акции автомобилистов теперь могут подвергаться такому же преследованию со стороны милиции, как и обычные, пешие и несанкционированные митинги, например выступления «несогласных» на Триумфальной площади.

Одновременно предлжено ограничить места сбора автомобилистов.
Так, им запретят перекрывать магистрали. Если же автомобилисты хотят собраться на дороге, то маршрут им будет выбирать орган исполнительной власти субъекта РФ «с учетом требований настоящего закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности».

Спорный пункт

Поправками также уточняется, что политическая партия или отдельный гражданин не могут быть организаторами публичного мероприятия, если на день подачи уведомления о намерении его провести они считаются подвергнутыми наказанию за какие- либо административные правонарушения.

Акцию поддержали

По данным соцопроса, проведенного в июне среди 1800 автомобилистов порталом SuperJob.ru, 68% респондентов поддержали акцию «синих ведерок», 12% оказались против, 20% затруднились ответить, 4% заявили, что уже являются непосредственными участниками этой акции. Еще 48% высказали готовность поддержать борцов с мигалками, и столько же заявили, что не готовы водрузить на крышу своего автомобиля синее ведро.

Последний пункт во время обсуждения вызвал критику со стороны ЛДПР. Депутат фракции Максим Рохмистров заявил, что «если этот закон будет принят, он будет обжалован в Конституционном суде».

После выплаты штрафа, по словам либерал-демократа, «человек не может быть ограничен в других правах и в этом отношении законопроект противоречит Конституции».

Представители оппозиционных партий также поинтересовались у Сергея Маркова, пробовал ли он сам организовывать какие-либо акции. На что автор законопроекта ответил, что пробовал это делать в Страсбурге— два года назад, во время конфликта в Южной Осетии.

Но там, заявил депутат, правила еще жестче: чтобы «развести» протестующих с разными взглядами, тамошние власти требуют присылать заявки за 10 дней, а не «за три рабочих», как предлагает он.

Вызывает вопросы у депутатов и новый процесс согласования акций: если раньше о них нужно было уведомлять только ГИБДД, то теперь, если выступления проходят сразу в нескольких регионах, согласие получать придется, видимо, «у каждого сельсовета».

Ведерки ни при чем

Идея депутатов поначалу была воспринята как мера по ограничению «синих ведерок», которые в последнее время регулярно проводятся в Москве. Однако один из организаторов движения Сергей Канаев, руководитель московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) с этим не согласен.

По его словам «ведерки»— очень яркая акция, которая перешла в народ, потому и привлекает к себе внимание. Но истинной целью депутатов является ограничение более масштабных акций протеста, где собирались сотни автомобилей, отмечает собеседник GZT.RU.

«Если нам запретят автопробеги, мы найдем другие способы протеста. Одиночные пикеты, например, еще никто не отменял, плюс возможны какие-то регламентированные акции»,— заключил глава ФАР.