Кавказу – все, остальным – закон

На модерации Отложенный

Какой сейчас год в России? А вот и не угадали. А век какой? Тоже мимо! Согласно календарю Хиджры (летоисчисление ведется от даты переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину), на дворе – 1432 год. Хотите послушать средневековый разговор первого визиря с одним из своих вассалов? Запросто. Вассал: «Мы повысили калым!» Визирь: «Очень хорошо!» Вассал: «Мы увеличили выкуп за кровную месть!» Визирь: «Не очень хорошо!»

В качестве машины времени я использовал обыкновенный телевизор. В качестве первоисточников – беседу премьер-министра РФ и главы Ингушетии. Теперь вернемся назад в будущее (ведь не ВСЕ в России живут по мусульманскому календарю) и переведем беседу на современный язык.

Евкуров рассказал Путину о том, что «в связи с инфляцией» платить за невесту придется не 12,5 тыс. руб., а 30 тыс. Владимир Владимирович посетовал («не такая уж большая у нас инфляция»), но согласился в целом: «Это – большой плюс, это – средства на поддержку молодой семьи».

Дальше – интереснее. Государственный чиновник сообщает своему руководителю, почем нынче убить человека. «Сейчас мы ставку (откупа от кровной мести) подняли до уровня в 1 млн руб.», – говорит Евкуров (ранее – 100 тыс. руб.). «Лучше не доводить до совершения правонарушений подобного рода», – замечает Путин.

Никто не спорит, лучше «не доводить», но как поступить, если уже «довели»?.. У XV века ответ конкретный, у XXI – расплывчатый.

В России, согласно последней переписи населения, обитает около 200 национальностей (исключая бредовые). По тем же данным, русских – пока 79,8%, большинство из которых – православного вероисповедания. Сколько копий было сломано по поводу, например, соответствующих уроков в школах! Доходило до крайностей: в Пензе прокуратура признала незаконным решение районного отдела образования ввести обязательное преподавание предмета «Православная культура» в 2008–2009 учебном году. «Культурных чиновников», проявивших «православную инициативу», оштрафовали. Главная мотивировка – все та же: у нас – светское государство, другие обидеться могут.

А ведь глава Ингушетии говорил даже не об исламских традициях, а о «старинных» родоплеменных обычаях. Здесь – и вовсе простор для воображения. «Русская правда» XI века – своеобразный кодекс тогдашних законов («правда», кстати, в переводе на современный язык означает «правило, закон», а также «соответствие закону») – не только признает кровную месть, но и конкретно прописывает, какой родственник и за кого обязан мстить.

Вы представляете себе министра РФ, докладывающего премьеру РФ под телекамеры: мол, «старообрядцы» (не в религиозном смысле) России установили твердый тариф за убийство? А ответ? Неужели тоже – «лучше не доводить до совершения правонарушений подобного рода»???

Впрочем, кровная месть – сущая мелочь (я имею в виду сумму откупа) по сравнению с другими преференциями Северному Кавказу. За последние 10 лет дотационный бюджет резво шел в горы, где достиг 800-миллиардного пика (в рублевом эквиваленте)! Не в коня корм: проблемы безработицы, социальной напряженности, оборачивающиеся выстрелами и взрывами, – все те же. Вывод, по мнению власти, один: мало денег. Предлагается вбухать еще 450 млрд (в 2 раза больше, чем на все олимпийские объекты в Сочи) для строительства 5 горнолыжных курортов. Специалисты уже подсчитали: даже если столь смелая фантазия осуществится, заполнять курорты придется баранами. Гипотетические лыжники просто «не переварят» такого огромного количества мест. Все равно что в пресловутой деревне Гадюкино отгрохать самую большую в Европе баню – некому мыться будет. Правда, гадюкинцы могут не переживать: у них никто ничего строить не собирается. Зато (цитата) «средний уровень газификации по Северному Кавказу превышает 90%. Это выше, чем в остальных регионах страны».

Неужели в Сибири и на Дальнем Востоке мало красивых мест, достойных внимания туристов? Или вкачивать туда противоречит «не здравому смыслу», а только выкачивать – для «поголовной» газификации Кавказа?

Подобной политике впору выносить приговор по 282-й (в данном контексте особенно уместно неофициальное название – «русской») статье УК РФ – «за возбуждение ненависти либо вражды». Вряд ли новый лозунг «400 тысяч рабочих мест – Кавказу!» способствует объединению народов, особенно с учетом некоторых территорий с почти моноэтническим населением. А вот 400 тыс. рабочих мест для всей России – уже другое дело. Пусть все желающие трудятся там, где это и впрямь необходимо (страна-то огромная), а не создают симуляцию бурной деятельности под утопические «прожекты». Иначе получается чуть ли не так: Кавказ объявил России кровную месть, за которую мы платим откуп.

Закольцовывая тему, вернусь к тому, с чего начал. Диалог Путина с Евкуровым весьма показателен степенью лояльности российской власти к отдельным (от других) регионам. Коротко, перефразируя известное высказывание, эту степень можно определить так: Кавказу – всё, остальным – закон.