Сколько мэров нужно для счастья?
На модерации
Отложенный
В Гороховце (Владимирская область) градоначальники размножаются почкованием от «Единой России»
Гороховец, город во Владимирской области, очень мал. Но незаметным его не назовешь: на 13,5 тыс жителей приходится не то один, не то два (или даже три) градоначальника. Эта аномальная ситуация послужила поводом для командировки корреспондента «Новой».
Градоначальник №1 — Александр Лютов. В 2005 году коммунист Лютов подобрал валявшуюся в грязи мэрскую цепь: его конкурентами на выборах оказались надоевшие всем единороссы. Однако Александр Лютов не преуспел, поскольку все пять лет ему пришлось сражаться с Надеждой Токаревой, с 2002 года возглавляющей Гороховецкий район (официально) и его столицу (негласно). Кстати, бывшая «яблочница» Токарева (сейчас член «Единой России») заняла свой пост тогда, когда людям не захотелось выбирать среди кандидатов от КПРФ. Наконец, в апреле вконец запутавшимся местным жителям предъявили градоначальника №3 — и.о. мэра Жанну Быкову, в минувший понедельник уступившую пост Александру Картинкину. Он в 2007 году был одним из соперников мэра №1, с треском ему проигравших.
Пока чиновники дерутся, их подопечные пытаются свести концы с концами. Судостроительный завод, на котором работали 3,5 тысячи человек, не пережил 90-е. Сейчас большинство горожан кормится от ударенного кризисом завода электроподъемного оборудования, предприятия «Русджам», выпускающего пивные бутылки (его налоги — 80% доходов районного бюджета), и небольшой кондитерской фабрики. Еще люди работают в кафе и на АЗС на федеральной трассе М-7, проходящей через город.
Тем не менее уровень безработицы в Гороховце высок (около 6%), а в структуре преступности, как свидетельствуют милицейские отчеты, «традиционно преобладают посягательства на собственность граждан». Неудивительно, что город пустеет (в середине 90-х тут жили более 16 тысяч человек, сейчас — 13,5). Люди уезжают в Нижегородскую область (рукой подать), во Владимир (150 км) и в Москву (335 км).
Вероятно, жители Гороховца могли бы выгодно продавать виды, причем не только киношникам и знати (Никита Михалков успел всюду — снял здесь, на Клязьме, «Утомленных солнцем-2» и выстроил неподалеку поместье), но и туристам: до нижегородского международного аэропорта час езды. Однако в Гороховце туристам пока негде даже переночевать. И с туалетами беда. До музеев ли тут?
О потенциале города, впрочем, можно судить по особнякам гороховецких нобилей в местности, прозванной Долиной нищих. Это доказывает, что приличный пост в муниципалитете бывает не менее доходным, чем бизнес. Обычная зарплата — 5-8 тысяч рублей, официальный заработок чиновника — до 40. К тому же, по словам политолога Дмитрия Орешкина, «негативная конкуренция» за ресурсы в регионах — вещь типичная:
— Позитивной она была бы, если бы речь шла о расширении ресурсной базы. Но Москву больше волнует политический контроль над регионами (пусть будут нищими, но послушными). Поэтому у местных властей нет желания развивать территории, зато есть смысл бороться за кабинеты. Не обязательно воровать, достаточно отдавать деньги в разработку нужным фирмам и получать «откаты».
Глава Гороховецкого района Надежда Токарева как-то призналась местной прессе, что «более половины процентов успеха работы предприятия зависит от того, насколько человек умеет найти общий язык не только со своими сотрудниками, но и с местной властью». Уточнить, правильно ли я понял Надежду Викторовну, мне не удалось. Визит к ней оказался кратким. Миновав «аквариум» с охранниками, я попытался пройти к Токаревой. Строгая секретарша к хозяйке не пустила («Все-таки глава района, а не какой-нибудь обычный специалист»), и я оставил ей визитную карточку. Выходя на улицу, я слышал, как обитателей «аквариума» отчитывали по телефону за то, что «проворонили корреспондента».
Жаль, «железная леди» Гороховецкого района не захотела меня принять (она была заранее извещена о визите). Лучше нее вряд ли кто-то может объяснить, например, куда в короткий срок слиняло почти все местное сельское хозяйство (коров в окрестностях Гороховца сейчас вместе столько, сколько прежде было на небольшом предприятии) и верна ли догадка местных колхозников о личной заинтересованности районных чиновников в крупных банкротствах. Или: почему ЖКХ устроено так, что обитатели города, в телефонных номерах которого пять цифр, принуждены выкладывать за коммунальные услуги 4-5 тысяч — больше, чем многие москвичи?
Местные парламентарии тоже не нашли времени для беседы. Единоросс Сергей Дудкин, например, заявил, что насчет встречи ему следует «посоветоваться наверху». «Наверху» сочли, что говорить нам не о чем. Пришлось выяснять самому.
Партий в Гороховце я нашел две. Я говорю не о «Единой России» или, например, «Яблоке» (партийная принадлежность во Владимирской области — вещь почти случайная). Вокруг Александра Лютова и Надежды Токаревой сплотились родственники и симпатизирующие горожане (в приемной Лютова я видел нескольких возбужденных людей, звавших на бой с «зарвавшимися» оппонентами). В прошлом году на празднике 9 мая «две равно уважаемые семьи» даже сошлись врукопашную.
То, что подкладка у этой истории скорее финансовая, а не политическая, не скрывает и сам Александр Лютов. Он встретил меня в мэрии — давно нечиненом, как почти все здания в Гороховце, кирпичном доме. Кабинет Лютова украшают: сабля в ножнах, портрет Медведева и флаги. Или лучше — украшали? Я был в мэрии около недели назад, а с тех пор там многое изменилось. Оппоненты отключили Лютову свет, телефон и Интернет. Потом в мэрию наведались обэповцы из Владимира (возможно, готовят дело). В 16.45 четверга Александр Лютов еще сохранял кабинет за собой.
«Случаи отстранения мэра местными депутатами в России часты», — рассказал «Новой» политолог Александр Кынев. Действительно, очень часто районные власти конфликтуют с городскими. Однако столкновения далеко не всегда заканчиваются отставкой мэра. Исход зависит от позиции главы региона. Правительство Владимирской области оказалось не против отставки Лютова. Кстати, городов, где у мэров проблемы, в регионе несколько: Лакинск, Александров, Суздаль, Гусь-Хрустальный.
Единороссы, заручившись поддержкой губернатора, 14 апреля назначили Жанну Быкову исполняющей обязанности мэра (при Лютове она возглавляла городской отдел культуры).
Районная прокуратура сочла, что отставка Александра Лютова нарушает права жителей Гороховца, а суд, напротив, согласился с депутатами. Сейчас это решение обжалуется в Верховном суде. Комментировать его не берусь; замечу только, что в статье 258 Гражданского процессуального кодекса нет пункта 5, на который сослался гороховецкий судья Николай Серяков.
В том, что Александр Лютов прав, а его оппоненты — нет, убеждены в комитете Совета Федерации по местному самоуправлению. Глава аппарата этого комитета Ольга Мотякова рассказала мне:
— Это очень нехороший прецедент. Представьте, что группа депутатов Госдумы сочинила некий текст, назвала его законом и опубликовала — без подписи президента, без одобрения Совета Федерации. Исполнять такой закон, естественно, никто не станет. Группа гороховецких депутатов якобы отстранила мэра от должности, однако, по сути, решения горсовета не было. Прокуратуре следует обратить внимание на последствия составления этой бумаги (распоряжение деньгами человеком, де-юре не являющимся главой города, и т.д.). Мы отправили документы в администрацию области и в Генпрокуратуру.
Губернские власти ничего дурного в произошедшем не усмотрели, а от прокуроров вестей пока нет. Кажется, им и в самом деле есть чем заняться. Так, пытаясь получить автограф Вячеслава Паппа (предводитель муниципальных депутатов и двоюродный брат Лютова) на решении об отставке мэра, единороссы призвали на помощь сотрудников ГИБДД, догнавших по их просьбе Паппа, ехавшего во Владимир («Велено вас вернуть»).
…В понедельник Жанну Быкову на посту и.о. мэра неожиданно сменил председатель районного комитета по муниципальному имуществу Александр Картинкин (процедура этой замены столь же сомнительна с точки зрения закона). Жанна Станиславовна с должностью рассталась неохотно. Впрочем, она успела не так уж мало. Распустила, например, городской отдел культуры, где прежде работала, и передала его имущество районному. Переподчинение, объяснили мне местные журналисты, имеет известный практический смысл. Теперь район, а не город, сможет экономить на массовых мероприятиях. Как проверить, например, сколько на самом деле печенья было куплено для ветеранов или сколько воздушных шаров выпустили дети в бездонное небо над Гороховцом? К тому же в городском отделе культуры значилось множество родственников Жанны Станиславовны (две снохи, отец, муж племянницы и т.д.), и это в последнее время стало вызывать вопросы у правоохранителей. Лучше, если об этой структуре забудут. Кстати, я сомневаюсь, что Лютов не знал, кто получает зарплату в его администрации.
Комментарии