Разозленный Батька: Лучше отдать врагам, чем России
На модерации
Отложенный
Обидевшись на Москву, Лукашенко начинает раздавать «фамильное серебро» китайцам.
В белорусском бюджете образовалась огромная финансовая дыра. Залатать ее режим Лукашенко собрался при помощи метода, к которому ранее никогда не прибегал - распродажа государственных предприятий. Но скупать белорусскую промышленность будут не российские олигархи, а китайские коммунисты.
На днях в интервью телеканалу Euronews президент Белоруссии Александр Лукашенко так объяснил причины «газовой войны» с Россией: дескать, россияне всегда хотели скупить все крупные белорусские предприятия, но Батька этого не позволял - радел за независимость. И вот сейчас непомерные интересы Кремля к белорусским активам вылились в это противостояние. Тем не менее, решительно непонятно, почему Лукашенко так искренне не желает видеть у себя в стране российский капитал. Ведь китайцам он, как выясняется, не против продать даже крупнейшее промышленное предприятие страны – «Беларуськалий», о чем 30 июня рассказал белорусский вице-премьер Владимир Семашко.
Возможно, дело в цене. Лукашенко не раз говорил, что Россия все хочет купить «по дешевке», а этого допускать нельзя. Вот у китайцев сегодня есть деньги. С этим, наверное, и связан оптимизм белорусских чиновников: по словам Семашко, менее чем за 25% «Беларуськалия» государство хочет выручить 6-7 млрд долларов. При этом вице-премьер не стал скрывать, что наиболее вероятные покупатели - бизнесмены из КНР.
Сегодня это предприятие полностью принадлежит государству, но оно уже было преобразовано в акционерное общество. Сейчас «Беларуськалий» - крупнейший производитель калийных удобрений в регионе, на пару с российским «Уралкалием» он входит в число крупнейших игроков на мировом рынке. Их совместное предприятие «Белорусская калийная компания» контролирует до 30% рынка калийных удобрений. Но белорусское руководство столь тесные отношения с россиянами не смущают. «Китай является одним из крупнейших покупателей наших удобрений и поэтому, если Китай станет собственником какой-то доли, то это гарантирует поставки удобрений на постоянной основе», - заявил Семашко и добавил - Стране нужны деньги. Ничего плохого, если часть собственности мы можем продать, выручив приличную сумму. 6-7 млрд долларов - это возможная стоимость миноритарного пакета, даже не блокирующего». При этом он подчеркнул, что Белоруссия никогда никому не отдаст ни контрольный, ни блокирующий пакет акций предприятия.
Надо сказать, из-за кризиса «Беларуськалий» стал не таким уж привлекательным активом: в прошлом году объемы производства удобрений здесь были сокращены вдвое.
На предприятии надеются, что на докризисный уровень производства выйдут к 2012 году.
Почему Лукашенко с такой большой неохотой продает предприятия российскому капиталу, непонятно. Прошлогодняя «молочная война» разразилась во многом как раз по причине того, что Лукашенко, пообещав в конце 2008 года продать россиянам пару своих молочных заводов, вдруг весной наотрез отказался.
- Я лучше буду выливать это молоко, чем вам что-то продам, - сказал тогда оппонентам в Кремле.
Известно также, что Лукашенко строит всяческие препоны российским компаниям. Недавно, например, на сложности в работе на белорусском рынке жаловалась «Балтика». Широко известна также борьба за когда-то государственного оператора сотовой связи «БеСТ». Создан он был на бюджетные деньги. В тот момент в стране работали киприотский Velcom и российский МТС. Сначала предполагалось, что третью лицензию на оказание услуг в сетях GSM выдадут по итогам тендера. В нем победил российский «МегаФон», но Батька передумал, и создал своего оператора.
Успеха новое предприятие не добилось никакого: по рассказам менеджмента компании, ей просто не дали нужных инвестиций. В итоге «БеСТ» выставили на продажу. И снова тендер, и снова - участие и проигрыш российских компаний: сотовый оператор отошел под контроль турецкой Turkcell.
С крайней неохотой Лукашенко допускает россиян и на свой финансовый рынок. «Сбербанку» недавно удалось купить местный «Белпромстройбанк», но второй по величине активов белорусский «Белинвестбанк» правительство вознамерилось во что бы то ни стало продать европейским инвесторам. Сейчас активнее всех на него претендуют итальянцы.
Говоря о причинах стойкого неприятия к российскому бизнесу, местные эксперты в один голос уверяют, что все дело - в боязни Батьки потерять контроль над ситуацией в стране. Всем известно, что в нужный момент российские компании всегда подчиняются воле Кремля (ситуация с «Газпромом» - наглядное тому подтверждение), который при желании может представлять большую угрозу для правящего режима Лукашенко. Поэтому он и ищет бизнесменов, живущих «подальше». У них, если что, можно будет и отобрать собственность - точно так же, как это делает сейчас президент Венесуэлы Уго Чавес. И шума будет несравненно меньше, и проблем особых не будет - разве что новые санкции введут. А вот если «обидеть» российский бизнес, заступничество Кремля неоспоримо станет огромной проблемой. Такая вот, очевидно, логика у белорусского правительства.
Комментарии