Каста неприкасаемых

Совсем недавно прошла акция, посвященная незаконным синим «мигалкам» на дорогах. А пока бушевали активные граждане и СМИ: «мигалки» с улиц плавно перекочевали в здания судов — последнее прибежище для тех, кто жаждет добиться справедливости. Кому жаловаться, куда идти?

В процессе работы над одним из дел юристы Института развития свободы информации обратились с административной жалобой к начальнику Управления Президента по работе с обращениями граждан. Видимо, юристы — это все-таки не совсем граждане, потому что в положенный срок ответа на жалобу не поступило. Было принято решение обжаловать действия — а, вернее, бездействие чиновника — в суде.

На днях в адрес Института пришло определение от Тверского районного суда г. Москвы, которое вызывает как минимум недоумение. В принятии заявления было отказано со следующей формулировкой: «Обжалование в судебном порядке действий государственных органов и их должностных лиц, находящихся в непосредственном подчинении Президенту РФ, а также предъявление исков к данным государственным органам, на практике означает прямое либо косвенное вмешательство в конституционно-правовую и иную деятельность Президента России, как главы государства, обладающего неприкосновенностью и осуществляющего верховную государственную власть в Российской Федерации, что не допустимо, и нарушает основы Конституционного строя РФ и принцип разделения властей, закрепленный в ст.

10 Конституции РФ».

Если вдуматься в текст определения и творчески его переосмыслить, то приходишь к выводу, что теперь любой чиновник из Администрации Президента РФ автоматически получает полный иммунитет. Никакие правила, установленные для других чиновников, на них, по мнению Тверского суда, уже не действуют. Вспоминается индульгенция Ришелье: «Все, что сделал предъявитель сего — сделано по моему приказу и для блага государства».

Конституция чиновниками читается как-то оригинально.

Статья 46 Конституции РФ, пункт 2: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Ситуацию прокомментировал Иван Павлов, председатель совета Института развития свободы информации: «Конечно, мы будем оспаривать это определение в вышестоящем суде. Видимо, Тверской суд забыл про Конституцию РФ, согласно которой действия президента, как и действия чиновника, могут быть оспорены в суде. В данном случае нет никаких претензий к президенту, оспариваются действия чиновника, основной обязанностью которого является работа с обращениями!».