Почему проиграл Кононов

Прошло несколько недель после позорного признания Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) вины ветерана Василия Кононова в убийстве «мирных жителей», однако для многих остается наболевшим вопрос: почему проиграно дело воевавшего с гитлеровцами и пособниками, учитывая отрицательное отношение к фашизму в Европе?

К сожалению, ответ на этот вопрос удручает. Так, юрист, защитник, представляющий интересы ветеранов в странах Балтии, Александр Кустов убежден, что именно российские чиновники, благодаря собственному бездействию виноваты в том, что произошло. «Этому решению предшествовали длительные годы действий правоохранительных органов балтийских стран и действий (бездействий) России в лице ее отдельных, но вполне конкретных чиновников, - убежден адвокат. - Будучи непосредственным участником некоторых судебных процессов, узнав о решение ЕСПЧ по делу Кононова, я не был удивлен.

Для того чтобы решение было иное, у России было достаточно времени. Латвийские и эстонские власти не утруждали себя - они ознакомились с оставленными им Россией архивами, установили тех ветеранов, кто еще жив и запустили судебную машину вполне с предсказуемым результатом. А когда понадобилось, то обратились к председателю ЕСПЧ с просьбой о замене неугодного им судьи. Мне известно о лишь небольшом числе ветеранов, прошедших или не дошедших до финала судебных процессов. Однако и оно дает возможность проследить, как с момента привлечения к уголовной ответственности первого ветерана, бездарно было использовано время, которого было достаточно для того, чтобы воспрепятствовать унижению ветеранов и не допустить пересмотра истории».

Как известно, Прибалтийские страны уже давно от голословных заявлений перешли к действиям: их лозунги сопровождаются политическими гонениями на ветеранов войны, в том числе и граждан Российской Федерации. Охота на ведьм в той же Латвии началась еще 16 лет назад. В 1994 году был арестован глава НКВД Латвийской ССР в предвоенные и послевоенные годы Альфонс Новикс. Его приговорили к пожизненному заключению, в тюрьме старик и скончался, отбывая наказание. С его арестом машина завертелась. При этом процесс сопровождался массовыми смертями обвиняемых. Зачастую больные старики содержались в условиях, как определил тот же гуманный ЕСПЧ, не соответствующих возрасту и состоянию здоровья заключенных.

Более того, показательно, что в балтийских странах не гнушались судить (за «преступления против человечности», которые зачастую заключались в уничтожении «лесных братьев» - бандитов, попортивших немало крови мирному населению в послевоенные годы) стариков, которые доживали свои дни или были невменяемы. В 2003 году, например, Курземский окружной суд Латвии осудил 86-летнего страдающего болезнью Паркинсона гражданина России Евгения Савенко к двум годам лишения свободы, правда, Верховный суд гуманно уменьшил наказание до 1 года и 3 месяцев, которые ветеран отбыл в предварительном заключении.



Стучались и накладки в латвийском судопроизводстве. Так, по делу ветерана госбезопасности, участника Великой Отечественной войны Яниса Кирштейна разбирательство длилось почти 10 лет. В 2005 году Рижский окружной суд вынес ему оправдательный приговор, тем не менее, полковник КГБ в отставке провел два месяца в тюрьме.

Понятно, что в подобной ситуации слово России в пересмотре истории, затеянном прибалтийцами, было решающим. Именно от действий наших властей зависело, получится ли защитить честь и жизнь ветеранов, победителей фашизма, которые на свою беду дожили до независимости стан Балтии. Но инертность и пассивность российских политиков в отношении происходящего в Прибалтике поражает, а те шаги, которые предпринимались, кроме слез ничего не вызывают. Например, на судебные процессы в защиту ветеранов отправляли в свое время двух московских адвокатов.

Как утверждает Александр Кустов, один из них «вскоре попросил политическое убежище за рубежом, а второй ни одного дела своих клиентов не довел до конца, оставив своего последнего клиента без защиты, просто уехал и пропал». А оплата услуг местных юристов имела место лишь в отношении небольшого количества ветеранов и с трудом покрывала командировочные расходы. В результате, значительную часть ветеранов защищали адвокаты «по назначению того самого государства, которое их и судило». В итоге, обвинительных приговоров вынесено было много, а в ЕСПЧ обращались лишь единицы. Теперь, после примера с Василием Кононовым другие ветераны вряд ли станут уповать на европейское судилище, да и на Россию им, к сожалению, рассчитывать не приходится.

Как заявил латвийский президент Валдис Затлерс в интервью газете Latvijas Avīze, опубликованном 27 мая, российские власти лояльны и с пониманием относятся и «к нашей позиции по негражданам», а Дмитрий Медведев, даже сталинизм осудил. Говорил об этом глава Латвии со знанием дела, так как ему удалось пообщаться с российскими политиками на праздновании 65-летия Победы. И хвастался тем, какое количество комплиментов в свой адрес он услышал в Москве.

Очевидно, что Валдис Затлерс воспринял к сведению то, что хотел услышать, а не то что пытались до него вяло донести в Кремле, однако от этого не легче. Теперь латвийский президент может вполне удовлетворенно потирать руки: если долго-долго убеждать окружающих в том, что прибалтийские государства были оккупированы, и на их территории осуществлялся геноцид в отношении населения, вооруженные бандиты в лесах - национальные герои, а победители фашизма – преступники, то они поверят, как поверили в Страсбургском суде.