Почему реформаторы не задерживаются на Украине?
Либералы-реформаторы не вписываются в украинскую политическую систему органично. Они существуют в ней только как красивая витрина, прикрывающая глубинную коррупцию и неэффективность властного аппарата. Таково мнение политолога Искандера Хисамова.
После «майдана» в украинскую власть наряду со многими бывшими оппозиционерами и собравшимися отовсюду ультранационалистами пришло также определённое количество амбициозных и, как правило, молодых людей.
Все они, так или иначе, стремились реформировать страну: будь это реформы её государственного аппарата или же её экономики. Их характерным признаком было то, что ранее они не были причастны к государственному аппарату, будучи менеджерами, банкирами и финансистами. Потому люди, зачастую, воспринимали их появление с некоторым оптимизмом. Раз не карьерный чиновник – значит и не коррупционер, думали тогда. Тем не менее, в итоге оказалось, что никто из этих реформаторов во власти не задержался. Задуманные ими реформы также особых плодов не принесли.
Ближайшим примером здесь может послужить карьеры двух членов Кабмина: Александра Квиташвили, министра здравоохранения, и Андрея Пивоварского, министра инфраструктуры. Оба уже некоторое время назад подали и подписали заявления об отставки и сейчас ожидают новости о своём официальном увольнении со стороны Верховной Рады. Пивоварский называет причиной своей добровольной отставки недовольство министерской зарплатой. Квиташвили – инерцию в системе здравоохранения, делающую её невосприимчивой к его реформам. Из более ранних примеров можно вспомнить также бывшего министра экономического развития Павла Шеремета и даже Дениса Бродского, экс-главу Национального агентства по вопросам госслужбы.
Почему реформаторы не задерживаются в украинском правительстве?
С этим вопросом редакция НА «Харьков» обратилась к Искандеру Хисамову, украинскому политологу.
«Причина ухода этих людей в том, что они органично не вписываются в систему. В чём-то происходящее сейчас похоже на то, что было во времена Януковича. Там тоже были такие либеральные подразделения в администрации президента. Они сотрудничали с бизнес организациями, тоже что-то говорили об инвестиционном климате, разрабатывали всякие реформы и т.д. Реальная жизнь, между тем, осуществлялась в других местах. Там, где налоги собирали, землю распределяли, взятки брали и тому подобное», — заявляет Искандер Хисамов.
Эти две сферы украинкой политики, по мнению политолога, существовали и существуют как бы параллельно друг другу.
«Они почти не сталкиваются. Но время от времени, где-то что-то искрит. Кто-то из либералов вдруг понимает, что жизнь прошла зря, но всё равно жить в этом режиме и уж тем более проводить реформы – делать всё то, из-за чего их ставили на их должности – невозможно. Всё это такая либеральная витрина: этих людей показывают Западу, всем остальным. Посмотрите, какие симпатичные и милые ребята, какие все они правильные и прозападные. Жизнь, между тем, идёт совершенно по-другому», — продолжает Хисамов.
Впрочем, привлечение всех этих молодых реформаторов в правительство не всегда есть лишь сугубо популистический жест со стороны правящего режима на Украине.
«Это не только популизм. Вроде какая-то надежда на них действительно обычно есть. Пускай ребята там попробуют что-то сделать, порезвятся. Но всё равно суровая правда жизни, которая требует от них постоянно получать коррупционные потоки, содержать свои партии, политические кампании, ну и получать достаточно себе на жизнь – всё это всегда гасит любые порывы», — резюмирует Искандер Хисамов.
Комментарии