В России появится «правительство для детей»?
27 апреля в Общественной палате РФ прошло заседание по проблемам законодательства в социальной сфере. В числе прочего на нем обсуждался вопрос о введении в России ювенальной юстиции и даже были высказаны предложения по принятию законопроектов в данной области.
Общественная палата с момента своего создания последовательно продвигает внедрение ювенальной юстиции в России. Так, еще в 2006 году члены ОП приняли специальные обращения к спикеру Госдумы Борису Грызлову и тогдашнему руководителю Администрации президента Сергею Собянину с просьбой способствовать принятию изменений в законопроект «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов. В 2007 году, после бунта в кировоградской колонии для несовершеннолетних, представители ОП снова заговорили о ювенальном правосудии.
О пользе введения ювенальной юстиции высказывался и российский омбудсмен Павел Астахов, аргументируя это шокирующей статистикой насилия над детьми. Так, 24 апреля в эфире радиостанции «Эхо Москвы» он заявил, что в России ежегодно убивают около 2 тысяч детей, а за 2009 год было зафиксировано порядка 100 тысяч случаев насилия. Если разделить на количество дней в году, то эти данные выглядят еще более устрашающе. Но при этом они не подтверждены статистикой МВД.
Сегодня речь идет уже не просто о принятии закона о ювенальной юстиции, но о создании на основе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав отдельно контролирующего органа, решения которого будут обязательны для исполнения всеми государственными органами данного муниципального образования, независимо от их подчиненности. В выступлении председатель Комиссии Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике Елены Николаевой такой орган назван «мини-правительство в отношении детства», на местном уровне.
Это мини-правительство будет иметь возможность принять акт о признании ребенка нуждающимся в помощи государства. Нуждающимися в помощи государства, по мнению членов ОП, являются дети, родители которых «не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на поведение либо жестоко обращаются», а также дети, чьи родители своими действиями или бездействием «препятствуют нормальному воспитанию и развитию». Как нетрудно заметить, под такие формулировки могут подпасть практически любые родители, и потому они требуют уточнения.
Например, что значит «препятствуют нормальному воспитанию и развитию»? Что есть «нормальное» воспитание? В каком законе нормы воспитания прописаны?
Выступая с такими инициативами, ОП в очередной раз расписалась в своей несостоятельности как органа, представляющего интересы общества. Во-первых, все эти рассуждения о «маленьких правительствах», которые никаким образом не будут встроены в остальную систему государственного управления, но будут всем управлять, имеют в своем основании (помимо невежества) некие глубоко укорененные предрассудки относительно государства и природы власти в целом. Государство в данном случае представляется «реформаторам» безусловно злым и бесчеловечным механизмом, который безразличен к детям, и потому нужно создать отдельное правительство, которое будет управлять государством так, чтобы оно не калечило детей. Не нужно изучать существующие законы на предмет их улучшения, не нужно разбираться в причинах происходящего и искать возможность эти причины устранить – нужно просто создать детям отдельное «правительство».
Странно, что никто не предложил свезти всех российских детей в один большой парк аттракционов с бесплатным эскимо.
Во-вторых, Общественная палата об обществе в данном случае как раз не думает. Метко подмечая, что некоторые мультики, транслируемые по телевидению, могут негативно повлиять на подрастающее поколение, члены ОП как-то не задумываются, как повлияет на детей полноценное введение в нашей стране системы ювенальной юстиции. Объясняется это слепой оглядкой на Запад – там это есть, а у нас – нет. Значит, не видать нам гражданского общества.
Предположим, что инициатива Общественной палаты будет принята и в России появится некое «правительство для маленьких», которое будет иметь полномочия изъять любого ребенка из любой семьи, если ему покажется (а нынешние проектные формулировки оснований для изъятия, по сути, основаны именно на том, что кому-то «кажется»), что ребенку в этой семье плохо. Что это правительство будет делать с ним дальше? Сдаст в детский дом. А в детских домах у нас дети проходят нормальную социализацию, получают отличное образование и не подвергаются никакому насилию?
Показательно, что обозначенное заседание Общественной палаты состоялось через четыре дня после того, как Межрелигиозный совет России распространил заявление по вопросам защиты прав семьи и ребенка, в котором, в частности говорится: «…Подчас ювенальные суды и заинтересованные представители государственных служб буквально вынуждают детей клеветать на родителей, воздействуя своим авторитетом на неокрепшую психику ребенка. Нередко чиновники грубо вмешиваются в процесс воспитания, не позволяя родителям определять меру соблюдения ребенком бытовой и религиозной дисциплины, приучать его к труду, ограждать его от неверных и опасных поступков — даже тогда, когда такое ограждение в силу малого возраста ребенка должно быть физическим. Нам видятся опасными любые меры, которые бы позволили чиновникам вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в ее мировоззрение и образ жизни, в кровную связь родителей и детей».
Сторонники введения ювенальной юстиции часто аргументируют свою позицию случаями насилия в семье и необходимостью снисходительного отношения к несовершеннолетним преступникам. Однако ювенальная правовая система не ограничивается этими двумя функциями. При полноценном введении в России системы ювенальной юстиции даже не государство, а сам ребенок получит право оценивать, хорошо его воспитывают или нет. Это означает, что не достигший совершеннолетия гражданин, ответственность за которого несут его родители, получает право сам распоряжаться своей судьбой. Тогда почему ему нельзя покупать, например, алкоголь?
При всей очевидной недопустимости вмешательства государства в воспитание детей (особенно если ни в одном основополагающем документе этого государства не записано, каким именно должен быть гражданин), ювенальная юстиция, вероятнее всего, будет все шире распространяться в различных отраслях права и сферах жизни общества. Дело в том, что в современном идеологическом контексте ювенальная юстиция является инструментом модернизации. Концепт модернизации, сформулированный в 50-х годах прошлого века, в своем первоначальном прочтении (чтобы ни говорили по этому поводу современные интерпретаторы) очень прост – это полный отказ от традиционного общества и от многодетной, многопоколенной семьи как одного из его основных элементов. В этом контексте ювенальная юстиция есть система мер, направленных на разрыв межпоколенческих духовно-нравственных связей.
Комментарии
Если бы эту ЮЮ продвигали, действительно, с целью "заботы о детях", для начала, неплохо было бы подготовить "места для размещения" "спасенных".
Но ни один из апологетов ЮЮ даже не заикается о состоянии детских домов и приютов.
Повторение пройденного?
Вспомним, как нам твердили "реформаторы": "Главное - убрать государство из экономики, а потом рынок все отрегулирует!" Убрали. Что-то незаметно, чтобы в РФ ускоренными темпами начала развиваться хоть одна отрасль промышленности, кроме "трубы", да и та "развивается" как-то, "без модернизаций". Вон, уже и на разработку новых месторождений денег у государства требуют)))
Похоже, что именно такой результат "реформ" и планировался...
Теперь опять "на те же грабли"?
Главное - "спасти ребенка от семьи"! А потом? А ну его, этого ребенка, как-нибудь перекантуется...
Сначала какая-нибудь "комиссия по ЮЮ" признает, что родители «препятствуют нормальному воспитанию и развитию», и "выносит им предостережение".
В случае "повторного нарушения", родителей признают "непригодными к воспитанию" и ... выселяют из квартиры, где остается "нормально развиваться" ребенок, естественно, "правильно воспитываемый", "назначенным комиссией", "внешним управляющим", пардон, "назначенным воспитателем". Потом, по-тихому, ребенок, конечно же, с целью "гармоничного и всестороннего развития и общения" переселяется в приют.
А "комиссия", "случайно", становится собственником квартиры. Конечно же, "временно", "до совершеннолетия ребенка".
Потом, опять же "случайно", "по ошибке", квартиру приобретает "добросовестный покупатель". Виновник, как всегда, найден не будет, кому-нибудь "объявят выговор", может быть даже (о ужас!) "лишат премии".
В результате получим: бомжей - "экс-родителей", бомжа - совершеннолетнего "экс-ребенка", и неплохой навар от продажи квартиры.
А в квартиру можно поселить очередную семью - кандидатов на "неправильных воспитателей", заодно и "жилищный вопрос" "решается"...