Владимир Путин и Юрий Лужков играют в «подкидного дурака»

На модерации Отложенный

Если перевести выступление «легендарного» либерал-демократа в Государственной Думе и передачу папки «анти-лужковского» компромата Владимиру Путину на театральный язык, то «капустник» – самое то. Если на язык КВН, то – «домашнее задание» команды в составе одного единственного человека, - Владимира Вольфовича. Если на язык цирка, - то «на манеже работают клоуны такие-то». Собственно, ирония премьер-министра по-поводу обвинений в адрес Ю. Лужкова была той самой заключительной точкой на холсте мастера, поставленной опытной рукой.

Можно долго гадать о том, что же в действительности происходит за стенами Кремля между главными игроками российской политики, но уж наверняка можно сказать, что, разумеется, ничего из содержимого папки заинтересовать Владимира Путина не могло. Скорее даже наоборот, - этот публичный просмотр «компромата» только подчеркивал комизм ситуации. Так гроссмейстеры в перерывах между серьезнейшими партиями или в период подготовки к чемпионатам развлекаются играми, например, - в «подкидного дурака». Просто, чтобы снять напряжение, развлечься, развеяться, - да мало ли еще каких поводов найдется.

Разумеется, Владимир Жириновский имеет такое же отношение к партии гроссмейстеров российской политики, что и Олег Митволь, префект Северного Округа. Префект тоже, как будто в сцене «капустника» вступил в игру: вдруг обиделся и вступился за столичное правительство. Так же как и демарш пролужковских членов Общественной Палаты РФ в знак «негодования» по-поводу критики Маратом Гельманом генплана столицы. Да и сам именитый галерист, разумеется, не осмелился бы критиковать планы Юрия Лужкова, будь мэр в прежней силе, точнее, если бы именно сейчас не развертывался тот самый миттеншпиль, то есть середина серьезной шахматной партии между Кремлей и Москвой. Об игроках этой партии стоит сказать особо.

На первый взгляд, взглядами, иронией, словами и нападками с помощью подчиненных издалека обменялись Владимир Путин и Юрий Лужков. Но, Юрий ли Лужков был тем самым игроком, к которому была направлена ирония премьер-министра? В иронии Владимира Путина сквозили нотки, заметные только самым опытным и знающим людям. Так, будто, улыбаясь, премьер говорил кому-то невидимому в Москве, - «Нет, не таким путем надо идти!». Точнее – невидимым игрокам, именно невидимым, потому что время публичной политики, красивых слов и поз перед телекамерами давно кануло в Лету. Никто не тронет столичного мэра, так же, как не найдется ни одного человека, который «с ходу» согласится сесть в кресло московского мэра – это дело не одного года и не одного человека, а сильных, опытнейших команд игроков – заточить, что называется, столицу для новых целей и людей.

Да и не в самом мэре сейчас дело. К тому же, все истории, в которых, так или иначе, «замешан» мэр, шиты, что называется, белыми нитками, в том смысле, что никакими папками размахивать не надо. Секреты, так сказать, Полишенеля! Кстати, Полишинель — комический персонаж французского театра — задира, шут и болтун, который сообщал под видом секретов известные всем вещи. Подозреваю, что именно этот комик еще в те времена заложил основы для будущей партии ЛДПР в России.

Ясно всем и каждому, что Юрий Лужков остается мэром до тех самых пор, пока между крупными финансовыми группировками России и столицы не будет достигнуто соглашение о перераспределении власти, полномочий и денежных потоков в Москве, а значит и в российской политике на ближайшие годы – новые выборы не за горами. Понятно, что в Москве, в которой циркулирует до 80% национальных финансовых средств, сходятся очень многие, если не все дороги российской жизни. Но, ни так называемые «критика» московского правительства и лично т. Ю. Лужкова, ни компромат, ни Борисы Немцовы, ни Мараты Гельманы, ни даже сексуальные меньшинства, которые хронически грозят московскому градоначальнику международными судами и санкциями, НИКАКОГО отношения к российской политике и столичному потенциалу не имеют, и иметь, по определению, не могут. Они – всего лишь праздные зрители или обслуга, которая следит за работой кондиционеров в зале, где проходит игра. Только для пенсионеров, столичной молодежи и вконец потерявших рассудок протестантов дело может представляться таким образом, что какие-то «папки» или массовое недовольство и судебные процессы могут играть роль в действительной политической жизни.

И творческая интеллигенция столицы, которая обильно славословила в адрес всесильного мэра, давно творчески переосмыслила происходящее и предпочитает помалкивать, во всякой случае, не спешить с поддержкой и словами защиты в адрес уходящего мастодонта. А некоторые активно начинают осваивать лексикон оппозиции и разминать языки, критикуя начинания и планы мэра. Насколько вообще интеллигенция может оказывать влияние на принятие тех или иных решений в России, - вопрос, скорее, риторический. Как сказал бы незабвенный слесарь-интеллигент Виктор Михайлович Полесов, - «при наличии отсутствия» не только понимания того, что же может заключать в себе «интеллигентность», но и самих представителей последних, закатывать глаза к небу, кляня судьбу, перестройку и лихие 90-е – занятие, достойное старых «интеллигентов», пенсионеров, на худой конец, дауншифтеров, но уж никак не активных и реальных игроков отечественной политики.

А хроническое весенне-осеннее обострение невроза оппозиционеров, особенно в Москве, в действительности, служит для одной части – прекрасной психотерапией, которая удерживает граждан от иных социально-опасных действий, а для другой, - слабо мерцающей надеждой, что новые команды, которые будут перераспределять финансовые потоки в столице, и, соответственно, в стране, не дадут засохнуть на корню бравым солдатам Швейкам гвардейского столичного полка оппозиционеров, инакомыслящих, протестантов и просто душевно нездоровых граждан.

Да и сами лихорадочные выпады Юрия Лужкова в защиту собственных чести и достоинства против совершенно третьестепенных людей, только показывают, что бывший тяжеловес российской политики сам стал игрушкой в руках новых опытных команд. Сам московский мэр, разумеется, ни для кого и никакой опасности не представляет, - его эпоха давно ушла, так же, как ушли все те игроки российской политики, которые правили бал в 90-е: и Э. Россель, и М. Шаймиев и многие другие.

Действия Юрия Лужкова, включая, например, призывы к национализации или восстановлению системы выборов губернаторов; игры с портретами генералиссимуса на празднике Победы, или с поселком «Речник» в Москве, напоминают игры вконец «постаревшего» отца большого семейства, с которым принято говорить уважительно без всякого уважения, присматривать без всякого на то желания, и внимательно следить, чтобы предпринимаемые «дедулей» действия не могли стать угрозой для окружающих. Загадочная русская душа загадочна не больше, чем душа Гомера Симпсона перед порцией отбивных. Любимец российской публики – американский не солдат, а гражданин Швейк-Симпсон, отправил своего отца в дом престарелых. У нас, по отношению к бывшим крупным лидерам существует другой способ, - позволять «зажигать» в собственном доме, но под пристальным надзором соответствующих групп, органов и финансовых центров. В самом деле, ну не гербарий же собирать грозному и великому Юрию Лужкову в Подмосковье недалеко от любимой пасеки.

Неважно, насколько соответствует национальным планам модернизации программа московского правительства. Важно другое – Юрий Михайлович Лужков, с московскими проверенными кланами не соответствуют новым реалиям, не соответствуют запросам времени, даже если кому-то это время совсем не нравится. Пришли новые игроки. Изменились стиль и методы борьбы. Изменилась атмосфера общества. Пришли новые поколения людей. И то, что еще совсем недавно могло подвигать многих на поддержку тех или иных проектов, планов сейчас не греет, не волнует, не заражает. Наоборот, народ российский набрался опыта, и предпочитает играть по правилам, совсем без русского размаха на тройках с бубенцами и плясками цыган.

Лихорадочные набеги или наскоки московского правительства во главе со своим предводителем только открывают тот самый ужас реальной жизни, - мэр Москвы прекрасно понимает, что когда партия дойдет до эндшпиля, он не сможет положиться даже на свою собственную семью, - когда на кону действительно «жирные куски» финансов и власти, семейные отношения противопоказаны. Именно совершенная неуверенность в собственных силах и в союзниках, включая самых доверенных людей, и заставляет Юрия Лужкова действовать, как действовал бы ребенок от политики в самом начале 90-х. Того гляди, и столичный мэр выступит с инициативой пересадить всех чиновников на отечественный автотранспорт или ездить на работу на велосипедах и сам, вместе с Владимиром Ресиным, оседлают двухколесные, непременно отечественные чудЫ, и выкатят по Садовому кольцу к самой мэрии.

Владимир Путин, как один из главных игроков всего-навсего 20-го апреля разрядил обстановку в зале заседаний Государственной Думы иронией по-поводу не папки с компроматом, а по-поводу невидимой для многих многоходовой партии за обладание столицей, а, значит, миллионной и самой эффективной поддержкой любых стратегических решений и, разумеется, грядущих избирательных кампаний. Премьер позволил сольное выступление старейшему актеру политических подмостков – прошедший месяц был богат событиями и трагедиями.

Шум, который попытались поднять отряды столичных экспертов по-поводу событий в Государственной Думе 20 апреля и нападок В. Жириновского на столичного мэра, только оттеняют в выгодном свете ухмылку российской политики, - когда невидимые гроссмейстеры начинают, шутя, играть в «подкидного дурака», не надо спешить делать прогнозы на серьезные политические партии, - это всего лишь перерыв, во время которого лучше всего расслабиться и получать удовольствие, даже от игры в картишки засаленной колодой.