Чемодан, вокзал, Пекин
На модерации
Отложенный
Китайского профессора Гао Чуньманя взял под свою защиту верховный комиссар ООН, а сдали властям Китая петербургские чиновники. Чуньмань, подвергавшийся преследованиям у себя на родине, жил в Петербурге последние пятнадцать лет, однако вопрос о предоставлении ему политического убежища так и не был решен. В минувшее воскресенье 72-летнего тяжелобольного профессора депортировали в Пекин. Российские правозащитники видят в этом не только нарушение европейской конвенции о беженцах, но и стремление угодить властям тоталитарного Китая.
Похитители из миграционной службы
"Похитили", - сперва подумала жена китайского профессора Мира Гао, когда за незнакомцами захлопнулась дверь. Семеро неизвестных людей забрали ее мужа. Вынесли на руках: 72-летний Гао Чуньмань два года назад перенес инсульт, поэтому сам ходил с большим трудом и явно не с той скоростью, которой требовали от него похитители.
- Накануне позвонила риелтор, предупредила: в воскресенье, 13 мая, придут смотреть квартиру, ждите (мы сейчас обмениваем жилье). Сейчас я понимаю, - сожалеет Мира Гао, - наш телефон прослушивался, всё было подстроено... Я открыла, ничего не спрашивая. Сначала вошли двое: парень и девушка. А вслед за ними - еще пятеро мужчин. Они вели себя вольно и уверенно, - вспоминает Мира. - Сказали: "Ну, теперь понятно, кто мы и зачем пришли"?
От неожиданности хозяйка растерялась. Жену профессора сразу оттеснили в сторону кухни. Она попробовала помочь одеться больному мужу. Ей воспрепятствовали: "Нельзя!" Женщина в панике начала звонить знакомым. Тогда у нее попытались отобрать мобильный телефон. Но Мира ткнула пальцем в первый же номер из записной книжки, и так и бросила включенную трубку в карман халата. Случайным абонентом и телефонным свидетелем происходящего оказалась Ирина Оширова, директор петербургского центра духовного и физического усовершенствования "Фалунь Дафа".
- Шум, крики, угрозы, разговоры на повышенных тонах слышались в трубке, - говорит Ирина Оширова. - Я не могла представить, что творится в доме профессора, но чувствовала: с Гао беда.
Выглянув в окно, Мира успела заметить: супруга увозили в фургоне серебристого цвета с синими номерами. В 58-м отделе милиции она написала заявление о похищении. Около семи вечера в тот же день районные оперативники сообщили: "Нашли вашего мужа! В Москве, в аэропорту. Через полчаса вылетает ближайшим рейсом на Пекин..."
Спустя двое суток из Китая позвонил сын Гао Чуньманя: "Папа здесь". Сомнений не осталось: депортировали.
Дышать запрещается!
Так уже было. Полтора месяц назад, 28 марта, из Петербурга на родину насильно отправили 44-летнюю гражданку Поднебесной Ма Хуэй и ее 8-летнюю дочь Ма Дин. К ним тоже неожиданно явились люди в штатском. Показали решение о депортации, велели готовиться к отъезду. Пришедших не смутили ни статус беженки Ма Хуэй, подтвержденный Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев, ни то, что ее муж Ченгуан Ли имеет разрешение на работу в РФ. "Два часа на сборы, - поставили ультиматум сотрудники миграционной службы.
- Вечером вылет из Пулково.
И мартовское выдворение из России китайской семьи, и нынешние "проводы" профессора Гао представители движения "Фалунь Дафа" связывают с тем, что депортированные принадлежат к их движению. В Китае последователи этого учения, основанного на дыхательной гимнастике цигун, подвергаются жестоким репрессиям. В связи с этим Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) берет под защиту китайских подданных, для которых пребывание на родине может быть опасно. В частности, ООН предоставила международный статус беженца Гао Чуньманю, однако в Петербурге с решением вопроса о "беженстве" постоянно затягивали...
Вне зоны действия ООН
- Гао Чуньман провел в нашем городе около пятнадцати лет, - рассказывает Ирина Оширова. - Впервые приехал еще в 1956 году, до 1962 года учился в Технологическом институте. Потом постоянно находился здесь в длительных командировках. Почти пять лет (с 2003 года) профессор просил петербургскую миграционную службу признать его беженцем на территории РФ - безуспешно. В последний раз ему отказали осенью 2006 года. Тогда Гао попросил ФМС о предоставлении временного убежища - опять отказ. Суд первой и второй инстанций тоже принял решение не в пользу китайского гражданина. 2 мая профессор снова обратился в миграционный орган с просьбой рассмотреть ходатайство о предоставлении временного убежища в Петербурге. Уведомил о наличии новых, неизвестных ранее обстоятельств: ухудшение состояния здоровья (тяжелый инсульт, в результате которого парализовало одну сторону тела) и зарегистрированный брак с гражданкой РФ.
- В процессе определения статуса выдворять китайского гражданина не имели права, - подчеркивает Ирина Оширова,. А окончательного решения (по обращению от 2 мая) принято не было. Нельзя было нарушать и Европейскую Конвенцию ООН "О беженцах" . Иначе зачем Россия ратифицировала 33 статью конвенции, взяв на себя обязательства не высылать со своей территории лиц, если им угрожает опасность?
А опасность для поклонников "Фалуньгун" в Китае есть. Представители петербургского центра "Фалунь Дафа" знают об этом не понаслышке. Вывезенная из северной столицы Ма Хуэй у себя на родине сначала пропала на несколько дней. Ходили слухи, что она содержится в лагере. Предположительно сейчас депортированная китайская гражданка живет у родственников. Но под наблюдением органов безопасности Китая. С дочерью разлучена. Общение с друзьями в Петербурге прервано.
- Маша (петербургские знакомые не зовут ее по-другому) сама попросила не звонить и не писать. Каждое новое письмо или звонок для нее - лишние проблемы.
15 мая представители российского движения "Фалунь Дафа" обратились в Европейский суд по правам человека с просьбой о приостановлении депортации в Китай беженца УВКБ ООН. В обращении они просят "принять срочные обеспечительные меры и приостановить депортацию гражданина Гао Чуньманя, так как на родине его ждет смертельная опасность"!
Комментарии