Царьград - Русский Константинополь - Стамбул - мечта всех русских царей

Как русские брали Стамбул 

Когда ко граду Константина
С тобой, воинственный варяг,
Пришла славянская дружина
И развила победы стяг,
Тогда во славу Руси ратной,
Строптиву греку в стыд и страх,
Ты пригвоздил свой щит булатный
На цареградских воротах...               
                               А.С. Пушкин

Царьград, именно этим словом русские всегда называли один из прекраснейших и величайших городов мира. И всегда это слово вызывало в русском сердце множество эмоций. С этим городом для русских связано многое, в первую очередь, культура и религия. Этот город повлиял на целые эпохи русской истории, начиная с самого ее зарождения. На протяжении веков русские правители неоднократно грезили о том, чтобы обладать этим городом — Царьградом, Константинополем, Византием, Стамбулом. 

Давайте вспомним историю русских завоеваний Стамбула. Первый поход на Константинополь,который тогда был столицей Восточно-римской империи, русы совершили еще в 860 году, под предводительством князей  Аскольда и Дира. Причина набега не совсем ясна до сих пор. Однако, это дерзкое, неожиданное нападение упоминается во многих источниках. Произошло это 18 июня 860 года. Две сотни русских судов причалили к берегам Босфора и высадились на берег. Греки успели закрыть ворота города, однако все окрестности Царьграда, включая Принцевы острова, подверглись жестокому нападению и разорению. Отошли русы так же внезапно, как и напали. И причина ухода войск так же неясна до сих пор.

В 879 году, после смерти Рюрика, на трон сел его родственник Олег. Он объявил себя князем Новгородским, однако, этого статуса ему явно было мало. Вскоре Олег захватывает Киев и теперь называется Великим Князем киевским, а в народе Вещим, но судя по всему, Олегу не давал покоя маячивший где-то на горизонте величественный Царьград. И в 907 он собирает войско. В состав армии вошли представители множества славянских племен, населявших просторы Древней Руси, которых греки называли «Великой Скифью». 

Войско состояло из конницы и кораблей, которых Олег снарядил более 2000 и было в каждом корабле по 40 мужей, так об этом повествует древняя летопись. В таком составе русы двинулись на столицу Византийской империи. Корабли спустились вниз по Днепру и поплыли по «Понту» - Черному морю, а конница двигалась вдоль берега так, чтобы быть на виду у флотилии. И снова, как и 40 лет назад, набег был сокрушительным. Несмотря на множество современных по тем временам оповестительных и оборонительных систем, грекам не удалось защитить город. 

Вот как о тех событиях пишет автор «Повести временных лет»: 
«И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги». 

Разрушив и разграбив окрестные поселения, согласно легенде, Олег поставил корабли на колеса и понесся в сторону Константинополя. Греки испугались и вышли с просьбой о мире. Русский князь был благосклонен и на мир согласился. Греки было вынесли Олегу вино и еду, но тот отказался, ибо счел подношение попыткой его отравить. Вместо этого князь приказал выплатить его людям дань: каждому по 12 гривен. Если посчитать, то получается около 840 000 золотых монет, каждая из которых весила почти 200 граммов золота! Надо полагать, император Византии пожалел, что согласился на такие условия, учитывая то, что на этом мирный договор не заканчивался. Согласно Олегову договору, на Византию накладывалась контрибуция, которую император должен был выплачивать основным русским городам.
Также князь потребовал права беспошлинной торговли для русских купцов на срок в шесть месяцев. Лишь на этих условиях Олег согласился развернуть корабли и оставить Византию.

Князь Олег Вещий в знак победы повесил на Золотых вратах Константинополя свой щит, превратившийся в памятник несокрушимой отваге русских войнов.

На Стамбул - Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Освобождение Царьграда от мусульманского владычества во все времена было заветной целью славян, и многие тогда считали, что взятие Константинополя — исторический момент, дарованный России самим Богом.

Скобелев вышел к Эгейскому морю в двенадцати километрах от Стамбула. Он бы взял и Стамбул, но в дело вмешались дипломаты.. .

«Смею думать, — писал Скобелев великому князю, — что в настоящую минуту между нами и Константинополем нет серьезных преград... Это сознают наши враги... Заключаю: при большей энергии со стороны нашего посла господствующее влияние должно по силе вещей принадлежать России, и весьма прискорбно, что столь могучий фактор, как присутствие в Адрианополе (вторая столица Турции) действующей армии и возможность... и теперь еще занять с бою столицу Турции, ...слишком мало принимается в расчет нашей дипломатией».

Английская королева Виктория, предвидя возможный исход кампании не в пользу турок, настаивала на заблаговременной концентрации значительных военных сил на Балканах и заявляла, что отречется от престола, если русские войдут в Стамбул. Родство с российским императором (великая княжна Мария Александровна была замужем за сыном королевы герцогом Эдинбургским) в расчет не шло, и, по выражению государя, тон высказываний английской королевы по поводу успехов русского оружия на Балканах напоминал брань базарной торговки. Но явно не в угоду родственнице, а принимая во внимание здравый смысл, царь еще в самом начале войны категорически отверг мысль о взятии Стамбула. Перед отъездом из действующей армии Александр II, дабы остудить желание Николая Николаевича и генералов, сочувственно относившихся к идее захвата столицы Турции, сказал: «Константинополь — это новая война» ...

Стамбул брать не стали, Царьград не отвоевали, но поставленную задачу военной кампании выполнили:

Сербия, Румыния и Черногория, ранее вассальные по отношению к Турции, получали независимость.

Болгария, ранее бесправная провинция, обретала статус княжества, хотя и вассального по форме к Турции («платящего дань»), но фактически самостоятельного, со своим правительством и войском.

Турция обязалась выплатить России контрибуцию в 1410 млн. рублей, а в счет из этой суммы уступила на Кавказе Kapc, Ардаган, Баязет и Батум да еще Южную Бессарабию, отторгнутую у России после Крымской войны.
Свернуть