Терроризм - это не на годы.Это на десятилетия.

На модерации Отложенный

В стране запрещены 17 экстремистских организаций, но об этом мало кто знает

Жесточайшие теракты в Москве заставляют ещё и ещё раз задуматься о том, почему террористы свободно разгуливают по нашим улицам и беспрепятственно совершают свои мерзкие дела. Об этом мы побеседовали с участником разработки ряда антитеррористических документов, руководителем Центра военного прогнозирования полковником Анатолием Цыганком.

«СП»: - В чем, на ваш взгляд, главные причины разгула терроризма в стране? На Северном Кавказе постоянно гремят взрывы, теперь теракты в Москве?

- Терроризм — явление не очаговое и не спонтанное. Он хорошо организован, имеет мощную материальную и идеологическую базу. Наши спецслужбы в лучшем случае видят вершину айсберга, а глубинные структуры остаются вне постоянного контроля. Например, Верховным судом РФ признаны террористическими 17 организаций. Их деятельность запрещена на территории России. Но они действуют при вольном или невольном попустительстве правоохранительных органов. Например, организация «Братья мусульмане» обосновалась в 50 регионах РФ.

Само существование и развитие экстремистских организаций было бы невозможно без наличия каналов их финансирования. Но эти каналы также не блокированы. Так, только чеченские боевики получают финансовую помощь более, чем от 80 организаций, действующих в 22 странах мира. Среди них - «Аль-Каида», «Исламский призыв» и др., действующие в Пакистане, Саудовской Аравии, Иордании, Кувейте, Палестине, Турции, Великобритании.

«СП»: - Чем обусловлена такая неэффективность российского антитеррора?

- В первую очередь, коррупцией в правоохранительных органах. За хорошие деньги, как мы знаем из многочисленных фактов современной жизни, правоохранители закрывают глаза на многое. Другая беда — низкий уровень подготовки кадров в правоохранительной системе и их слабая информированность. Спросите у любого милиционера, знает ли он об этих 17 запрещённых экстремистских организациях? Даже названий не сможет назвать. Есть и другие проблемы антитеррора, которые связаны с атмосферой всего общества, государственных структур.

Благодатной почвой для терроризма являются такие наши язвы, как политический беспредел, использование террора для решения политических задач, деятельность криминальных сообществ, получившая широкий размах и направленная на дестабилизацию общества.

К этому же ряду можно отнести утрату государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия, ослабление системы охраны военных объектов - источников оружия. А вспомните, сколько профессионалов за последние годы покинули структуры Минобороны, МВД, ФСБ. Это не просто потери - многие из спецов «нашли себя» в криминальных структурах, усилив и без того мощные преступные группировки.

Добавьте сюда открытость границ со странами СНГ, нерешенность социально-экономических, национальных и религиозных проблем, особенно на Северном Кавказе.

«СП»: - Что же делать?

- Начать со срочного приведения к современным реалиям законодательной базы антитеррора. Российской властью за последние восемь лет были приняты пять документов, направленных против террористической угрозы. Но некоторые из них ознаменовали не очередной этап борьбы с терроризмом, о чем с помпой информировалось российское общество, а перекладывание ответственности с одной силовой структуры на другую. В силовых и правоохранительных структурах нужно законодательно выделить конкретное и достаточно мощное подразделение, которое бы занималось только искоренением запрещенных организаций и ликвидацией каналов их финансирования, чтобы не было такой ситуации, когда Иван кивает на Петра, а Петр на Ивана.

Не менее важно заняться формированием общественного сознания на государственном уровне, а не отдавать это важнейшее дело на откуп зависимым от рейтингов и рекламы, а значит, по определению продажным СМИ. Обществу надо прямо сказать, что мы вступили в эпоху терроризма, длительностью в десятки лет.

Поэтому жизненно необходимо не только выработать, но и внедрить новые взгляды на противодействие терроризму.

Несмотря на то, что Россия в XXI веке превратилась в объект для регулярных атак со стороны международного терроризма, наши сограждане и даже специалисты силовых структур не ощущают данную угрозу как постоянную. В опросах общественного мнения, проведенных «Левада – центром», в перечне угроз для России терроризм вообще не был назван (!) - ни международный, ни кавказский, ни чеченский, ни мусульманский. В перечень первых угроз вошли рост преступности, наркомания, алкоголизм, безопасность на дорогах, коррупция. Из чего следует, что у россиян сегодня вообще не присутствует мысль о том, что терроризм — страшнейшая угроза. Нужно менять общественное мнение.

«СП»: - Как это сделать?

- Необходимо осуждение терроризма в печати, в радио и телеэфире. Выпуск различного рода литературы, брошюр, плакатов. Власть должна выделить на эти цели решением правительства достаточные средства. Не менее важно одновременно профинансировать разработку программ по подготовке специалистов антитеррористической безопасности в сфере муниципального управления, образования, здравоохранения, транспорта, спорта и культуры, государственных СМИ.

Отдельным разделом антитеррористического противодействия должна быть предусмотрена разработка программ создания единых (возможно, в рамках федеральных округов) центров координации и взаимодействия специальных и правоохранительных структур по обмену информацией и частичного ее доведения до общества. Единый центр должен возглавить работы с обществом, а главное определить порядок организации целевой работы по изменению имиджа в глазах общества специальных служб и правоохранительных структур.

Без понимания простой вещи, что террористы живут среди нас, ездят рядом с нами в одном транспорте, питаются и отдыхают рядом с нами невозможно уменьшить уровень террористической опасности. Террористы приезжают в Москву и живут по конкретным адресам. Новых людей видят соседи. Если граждане будут сообщать в органы о вновь прибывших неизвестных лицах, никогда и никакие шахидки незамеченными в городе не останутся. В это смысле, нужно также повысить роль участковых милиционеров.

«СП»: - Вы полагаете, что какие-то общественные центры могут изменить ситуацию?

- Только в комплексе с оздоровлением правоохранительных органов и созданием спецподразделений по борьбе с террором и экстремистскими организациями. А о роли общественности свидетельствует такой факт. Создание аналогичного центра, например, в Австралии за четыре года изменило мнение населения, которое откликнулось на призыв правительства к общественности, и только в 2007 году было зарегистрировано более 5000 добровольных обращений к спецслужбам, по которым приняты меры антитеррористического характера.

Запрещенные в России экстремистские организации

«Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»; «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «База» («Аль-Каида»); «Асбат аль-Ансар»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»); «Лашкар-И-Тайба»; «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»); «Движение Талибан»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»); «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»); «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»); «Исламский джихад – Джамаат моджахедов»; «Джунд аш-Шам».