Где ты, Карла дель Понте?
На модерации
Отложенный
Инвестиционный климат в России дарит по коррупционному скандалу в месяц. Вообще-то, конечно, маловато для такой большой страны. Но зато шумно.
В феврале IKEA уволила двух своих питерских топ-менеджеров за «терпимость к коррупции». За то, что позволяли смежникам решать вопросы с местными чиновниками не по-шведски, а по-российски. То есть даже не сами давали, а знали, что подрядчики дают. IKEA какая-то уж очень строгая. Говорят, тяжело ей у нас.
В марте похожая история приключилась с Daimler. Министерство юстиции США обвинило автопроизводителей, что они получали госконтракты в 22 странах, в том числе и в России, с помощью взяток. Позор! Концерн немедленно решил самоочиститься и выплатить штраф, превышающий перенедополученную прибыль от коррупционных контрактов.
Если такие скандалы будут выскакивать и дальше с такой же ежемесячной регулярностью, то неизбежно возникнет ощущение, что иностранный бизнес целенаправленно и систематически растлевает российских чиновников. В этом смысле пора задаться вопросом: а такое ли уж благо эти иностранные инвесторы?
Однако законы гостеприимства презреть нельзя, придется терпеть.
Поэтому судить их нравы бессмысленно, ибо это – загнивающий капитализм, и что с него взять. Он же ради 500% прибыли готов на все, даже на взятки. Интереснее про то, о чем умалчивает буржуазная пропаганда.
В обеих историях – с IKEA и с Daimler – обращает на себя внимание тот факт, что с нашей стороны очищаться некому. Взятки приносились словно бы в никуда. IKEA разбирательства учинила только в своих рядах, никаких претензий к взяточникам не последовало. В скандале с Daimler берущая сторона тоже никак не поименована. До суда не скажут, а от суда хотят, повинившись, откупиться штрафом. Не для того ли, чтобы не раскрывать на суде всю кухню и имена партнеров? В общем, люди чести, хотят ограничиться самобичеванием.
А ведь в коррупции, как и в любви, принимают участие, как минимум, двое.
Как тут не вспомнишь былинные 90-е, когда подряды на обустройство Кремля, полученные иностранной компанией, приводили к коррупционным скандалам под предводительством швейцарской Пассионарии – Карлы дель Понте (не путать с Карлой Бруни – тогда времена и героини были другие).
Так вот, ведь Карла дель Понте не просто клеймила разные штукатурные компании, но и выдвигала претензии конкретным российским чиновникам. Их имена гремели на всю Европу. Это были коррупционные скандалы полного цикла.
А сейчас – какие-то обрезки, полуфабрикаты. Российская часть изъята, словно у них завелась наша цензура. Растлевать – растлевают, а помогать в борьбе с коррупцией не хотят. Где ты, Карла дель Понте? Дался тебе этот Караджич…
А ведь какие могли бы открыться перспективы! Сейчас расскажу, какие.
Поведаю одну городскую легенду. Будто бы некий общественный деятель окормлял большую патриотическую активность. В числе ярких инициатив были выступления в адрес одной недружественной страны. А та страна возьми, да и направь во все шенгенские дипмиссии представление о нежелательности выдачи этому деятелю шенгенской визы. У других стран особых претензий к человеку нет, но то ли шенгенская солидарность, то ли бюрократическая машина сработала: попал в стоп-лист – пиши-пропало. И не дают визу.
Никакой борьбы с режимом. Просто отрубили человеку личную возможность выехать в целый ряд стран, цинично переведя свои политические претензии в бытовую плоскость.
Если эту неожиданную схему взять за образец, то суть новой антикоррупционной программы должна быть такая. Наши правоохранительные органы во главе с антикоррупционным комитетом должны воззвать к Карле дель Понте, чтобы та вернулась к практике лихих 90-х и всегда добивалась в любом коррупционном скандале поименного списка не только дающих, но и берущих.
В России им мало что угрожает. Но угроза не выехать или угроза выехать и загреметь – вот противоядие, способное помочь каждому очиститься персонально. Просто надо составить такие международные списки, по типу интерполовских. Систему-то не напугаешь. А людей – можно. Хотя бы с помощью чужой системы. А иначе никак. Заодно и внутренний туризм возродится.
Комментарии