С мэра по нитке

На модерации Отложенный

Борьба с Юрием Лужковым вышла на новый уровень: заведено дело на его заместителя Александра Рябинина

О том, что против его зама Александра Рябинина возбудили уголовное дело, Юрий Лужков узнал по факту - от самого Рябинина. «Это выпад против меня», - так, по словам источника в мэрии, Лужков прокомментировал эту новость своим соратникам. От имени столичного правительства говорить о скандале пришлось главе экономического комплекса Москвы Юрию Росляку. В эфире телеканала ТВЦ Росляк сказал так: «Надо разобраться. Место у него очень горячее».

Место у заместителя мэра Рябинина действительно очень горячее. Он возглавляет Москонтроль, главное надзорное ведомство столицы, и обладает правом финальной подписи на все инвестиционные контракты города, в первую очередь строительные. «У Рябинина гигантский ресурс, а взяли по мелочи», - объясняет чиновник правительства. Речь идет о нежилом помещении в центре Москвы площадью 200 кв. м. На Рябинина заведено дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями».

В мэрии уверены, что это очередное нападение на Лужкова. И ставки растут - столь близких к нему людей до сих пор не трогали. «Неважно, уйдет ли мэр до конца срока, - говорит близкий к Кремлю источник, - но это попытка постепенного перехвата у Лужкова контроля над ключевыми ресурсами Москвы, чтобы смена власти в столице стала делом техническим».

ВЫМОГАТЕЛЬ ИЛИ ПАРТНЕР

Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин сообщил, что Рябинина подозревают во взяточничестве и шантаже некоего московского предпринимателя. Его имя не разглашается в интересах следствия. Но собеседник Newsweek в Следственном комитете утверждает, что это генеральный директор известной на столичном рынке строительной компании.

Еще в середине 2000-х годов, рассказывает этот источник, компания потерпевшего получила подряд на реконструкцию пятиэтажек в столичном районе Левобережный. Предполагалось перестроить несколько кварталов района, получив около 1 млн кв. м дополнительной жилой площади. До апреля прошлого года компания работала без проблем, а потом реконструкцию заморозили, и бизнесмен стал терпеть убытки. Нужно было новое постановление правительства, разрешающее стройку. Но чиновники с ним не спешили.

В начале этого года бизнесмена якобы пригласили в Москонтроль. По версии потерпевшего, Рябинин пообещал ему согласовать документы, но потребовал переоформить на имя его дочери принадлежавшее компании то самое нежилое помещение на улице Бахрушина стоимостью 60 млн рублей. Дочь чиновника, по некоторым данным, живет сейчас в Чехии. Бизнесмен, продолжает тот же источник, это требование исполнил, но когда у него якобы потребовали еще $2 млн наличными, отправился в Следственный комитет.

Рябинин, говорит собеседник в Следственном комитете, сам приезжает на допросы и все отрицает. Еще один близкий к мэрии собеседник Newsweek, знакомый с деталями дела, излагает другую версию. Она заключается в том, что Рябинин был совладельцем этого стройбизнеса еще до прихода в мэрию, и его доля - это только версия - была записана на одного из членов семьи. «Проект был реализован, и Рябинин решил забрать свою долю, - говорит источник. - Вероятнее всего, узнав о договоре Рябинина с партнером, заинтересованные стороны просто сделали партнеру предложение - рассказать обо всем правоохранительным органам». А самого чиновника при этом якобы разрабатывали уже давно. «Несколько раз его пытались взять оперативными мероприятиями, поймав на взятках, - говорит источник. - Но не удалось».

ФИГУРА С ВАЖНЫМ ВЗГЛЯДОМ

Александр Рябинин пришел на госслужбу из бизнеса. Деловые контакты в свое время связывали его не только с супругой мэра Еленой Батуриной, но и с ее братом Виктором. Сначала он стал советником Лужкова, «фигурой с важным взглядом», как называли его в мэрии. Потом едва не возглавил департамент инвестиционных программ строительства - своеобразную госкорпорацию, занимавшуюся инвестициями в жилищное строительство. Однако департамент упразднили - он как будто притягивал к себе скандалы. Его функции передали новому органу, который возглавил Рябинин.

Функции Москонтроля росли как на дрожжах. Раньше строительство контролировал Владимир Ресин, а инвестиции - Юрий Росляк. Теперь комитет получил право на всю цепочку сопровождения инвестконтрактов - их заключение, реализацию и приостановку. В орбиту Рябинина попали и госконтракты на строительство, а также контроль над договорами об аренде семейных участков.

«У него оказалось право финальной подписи по любому инвестконтракту, а это безграничная власть», - говорит чиновник мэрии.

Лужков доверял Рябинину, утверждают в мэрии. Он один из немногих, кто мог себе позволить на заседании правительства неожиданно раскритиковать документ, не вызывавший отторжения у градоначальника, и рассчитывать, что тот прислушается.

В прошлом году он возглавил совет директоров компании «Мосземсинтез», созданной московскими властями в прошлом году, чтобы выкупать у девелоперов заброшенные из-за кризиса участки и застраивать их дешевым жильем. Пока самая нашумевшая операция «Мосземсинтеза» - участие в выкупе структурами, близкими к Банку Москвы, участка в 58 га на юго-западе Москвы, в Раменках, у компании «Интеко». Она была оформлена летом 2009 года по завышенной, по мнению экспертов рынка, цене - около 13 млрд рублей. Столько можно было получить до кризиса. Для компании Елены Батуриной вырученные деньги оказались как нельзя кстати - они помогли ей расплатиться по кредитам.

В мэрии говорят, что Рябинин был в эпицентре аппаратной борьбы с момента своего назначения. Чтобы снизить его влияние, некоторые его коллеги, когда Рябинин тянул с подписью, шли прямо к Лужкову, чтобы тот выдал предписание одобрить нужное им решение. Среди инвесторов у него была репутация человека, который «любит заворачивать контракты». «Стопорил 95% контрактов, - жалуется источник в мэрии. - Его визу получить было практически невозможно».

Официально мэрия его горячо поддержала: беспощадный борец с коррупцией и левыми схемами, который «вызывал сильнейшее раздражение у лоббистов», заявила ее пресс-служба. «Рябинин в мэрии многим мозолил глаза, - говорит правительственный источник. - И многие теперь злорадствуют». Но никто из недовольных коллег не стал бы сдавать его, продолжает чиновник, это все равно что рубить сук, на котором сидишь.

ВОЛНЕНИЕ НА ЭТАЖАХ

В Следственном комитете жалуются, что мэрия давит на них в связи с делом Рябинина. В окружении мэра говорят, что этим делом на него давят из центра. Всего две недели назад Владимир Путин критиковал ситуацию с земельными торгами; в Москве решение таких вопросов как раз координирует Рябинин. Лужкова, когда пришли за Рябининым, даже не известили, подчеркивает собеседник Newsweek.

Скандалов вокруг Лужкова все больше. И в каждом, будь то поселок «Речник», милицейский «живой щит» или билборды с портретами Иосифа Сталина, конфликт с центром. «Со Сталиным Лужкова просто подставили, - уверяет источник в Мосгордуме. - Не такой уж он ярый сторонник коммунизма».

Но главное - московских чиновников преследуют правоохранители. В конце прошлого года чиновников стройкомплекса Москвы Александра Левченко и Константина Королевского обвинили в нецелевом использовании средств на проект «Народный гараж». В мэрии к тому моменту едва оправились от ареста главы комитета по рекламе Владимира Макарова. Только в феврале его отпустили из СИЗО под поручительство спикера Мосгордумы Владимира Платонова, и он приступил к работе.

На нового шефа московской милиции мэр вряд ли может рассчитывать: отношения у них пока сложные, говорят в мэрии. Колокольцев очищает свое ведомство от старой команды - людей своего предшественника Владимира Пронина. После скандального «живого щита» на МКАД был уволен командир первого спецполка ДПС Александр Козлов, признанный ответственным за происшествие. Глава полка ДПС - сын заместителя Колокольцева Вячеслава Козлова. В мэрии отставку сына расценили как сигнал скорой отставки отца.

«На втором и третьем этаже московской бюрократии все всё видят, - размышляет источник, близкий к Кремлю. - И сами ходят выстраивать отношения с федералами. А федералы, естественно, это поощряют». По мнению политолога Станислава Белковского, самого Лужкова не трогают, потому что у власти пока нет консенсуса, кто его сменит. Однако его одного за другим лишают рычагов контроля над ситуацией в столице.

В мэрии ходят слухи, что собирается уходить правая рука Лужкова Владимир Ресин. «Ресин хочет уйти прежде, чем начнется решающее наступление, - говорит информированный чиновник. - И его уход будет официальным началом конца». Ресин уже передает ведение некоторых проектов Лужкову.