Государство по запросу. Про поисковый алгоритм Кремля

На модерации Отложенный

Передовица сетевой версии "РБК-daily" утром 26 марта сделала мой день. Заглавная статья называлась "Кремляндекс". Государство, писала газета, намерено создать свой собственный поисковик. Он бы стал конкурентом существующих, а заодно бы фильтровал ненужный контент и делал государственный акцент на нужный.

Грозные новости сообщили газете целых три источника в крупных интернет-компаниях и один инвестбанкир. Естественно, анонимно. Конечно, всегда надо относиться к анонимным "сливам" с осторожностью.

Фактуры не очень много - идея якобы пришла в голову Владиславу Суркову, затем была передана в Минкомсвязи, которое с конца прошлого года прорабатывает и обсуждает проект. Одним из отличий госпоисковика от остальных будет состав акционеров - только российские лица.

Отношение к слухам о Кремлевском Поисковике может быть двояким - в зависимости от совокупного IQ президентской администрации. Если он высокий, то ничего плохого произойти не может - скорее всего, у источников некорректные данные и никакого проекта нет. Я лично надеюсь именно на этот вариант. Потому что ничего более бессмысленного, чем государственный поисковик, придумать нельзя.

Позвольте объяснить. Поисковик - инфраструктурный проект, который обеспечивает связность Сети. Он даже более инфраструктурный, чем телеканал, который можно при достаточном желании и упорстве превратить в государственный.

Представьте себе, что железнодорожная сеть России была бы создана частными компаниями. Имело бы смысл государству строить свою, дублирующую? Нет, это огромные затраты, гораздо проще добиться целей законодательным регулированием.

У нас нет частной железнодорожной системы. У нас есть понятие естественных монополий, выросшее из гигантских проектов, которые были в свое время по плечу только власти. Зато у нас есть частная интернет-система. Она уже сложилась и эффективно работает. В частности, эффективно отбирает пропагандистский ресурс у телевидения.

По рельсам Яндекса, Рамблера и Гугла ежедневно "ездят" миллионы человек.

Представим, что рядом прокладывают государственные пути с невнятной бизнес-моделью (реклама?) и целью существования. На продвижение этих вторых рельсов тратятся средства налогоплательщиков. Но, что характерно, госрельсами никто не пользуется, потому что частники пестовали свою железнодорожную сеть с десяток лет. Они про это понимают все. Государство тут чужое. Число успешных государственных интернет-проектов, мягко выражаясь, невелико.

Оторвемся от железнодорожных напевов. Можете ли вы представить себе ситуацию, в которой государство бы создало социальную сеть и сделало ее популярнее "Вконтакте" и "Одноклассников"? Я не могу. Потому что социальная сеть - тоже инфраструктурный проект. Переубедить десятки миллионов человек бросить все и перебраться на госплощадку не проще, чем организовать и осуществить революцию.

Если администрация через некоторое время после запуска поисковика поумнеет, она закроет этот бесперспективняк. Но скорее всего она попробует кого-нибудь купить. Правда, РБК-daily пишет, что от этой идеи уже отказались. Поверить сложно - переходы народа на нужные ресурсы легко приобрести обычными способами по захвату медийного влияния. Поглощением.

Если же идею покупки провалят, то стоит лишь радоваться предусмотрительности владельцев крупных поисковиков, которые вывели материнские компаний за рубеж. Потому что, выходит, государство им не радо, а вариантов оперативной реакции в преддверии 2012 года у него мало.

Путь первый - создать госпоисковик - очень сложен и заканчивается тупиком. Второй путь - купить поисковик и направить его в государственное русло - легче, но чреват потерей конкурентоспособности. Особенно по отношению к таким не стесненным российской политикой ресурсам как Google.

Остается третий путь - настанет день, когда ответственный за проект чиновник рангом повыше, засыпая, прошепчет: "Боженька, сделай так, чтобы у нас не было конкурентов".