Портреты Сталина и мы
На модерации
Отложенный
С приближением Дня Победы публичные дебаты о «портретах Сталина» сделались на российских телеканалах регулярными. Те же «страсти по Сталину» - в печати, в Интернете. Искусственный спор быстро довели до абсурда с элементами кликушества: заговорили о «политической реабилитации» Сталина, о «возрождении сталинизма» в России
Недавно мне довелось участвовать в записи телепередачи, поводом к которой ТВ избрало решение московской мэрии разместить в честь Дня Победы в местах формирования в 1941 году народного ополчения информационные стенды, рассказывающие о роли в войне И.В. Сталина. Дискуссия среди участников передачи вспыхнула, мало сказать, острая – непримиримая. Повод к разговору был забыт в первые же секунды. Полемика мгновенно перешла в плоскость обсуждения, кем был Сталин – вождем победившего народа или тираном. В студии поднялся крик, большинство участников не собирались слушать никого, кроме себя. В какой-то момент даже запахло судом: в ходе видео-моста представитель петербургских коммунистов, реагируя на антисталинскую реплику телеведущего Леонида Млечина, пригрозил тому судебным иском.
С приближением Дня Победы публичные дебаты о «портретах Сталина» сделались на российских телеканалах регулярными. Те же «страсти по Сталину» — в печати, в Интернете. Искусственный спор быстро довели до абсурда с элементами кликушества: заговорили о «политической реабилитации» Сталина, о «возрождении сталинизма» в России. Движение «За права человека» начало сбор подписей под заявлением «Прославлением тирана пытаются расколоть общество». Размещение плакатов с изображением руководителя СССР в годы войны трактуется как… «гламурная реклама Генералиссимуса», «несмотря на полвека разоблачений преступлений Сталина и его режима».
Людей убеждают, что жить России по-современному мешает «наследие сталинизма», что нет у общества иной задачи, чем снова взяться за его искоренение. И здесь мне хочется спросить: почему борцы за права человека упорно не замечают, как сказались «полвека разоблачений» на отношении значительной части народа к исторической роли человека, чьи деяния хорошо известны?
Со дня кончины Сталина минуло около шести десятилетий, критики «культа личности» было за это время много, одно поколение сменялось другим, но общественное сознание по-прежнему воспроизводит этот образ.
Вспомним результаты телевизионного проекта «Имя России» и не будем лукавить: наиболее популярная историческая фигура, конечно, не Александр Невский (увы, это имя сегодня известно далеко не каждому школьнику). Место № 1 – за Сталиным. Почему? К этому не побуждают ни личный опыт большинства ныне живущих, ни государственная власть, ни СМИ. До минимума сведено и влияние старшего поколения, так сказать, «происки» ветеранов. Да, это ветеранские организации обратились к московским властям с предложением о размещении пресловутых плакатов, но на этом их «след» и закончился: они лишь просят, они давно не в состоянии что-либо требовать.
Короче, никаких веских оснований для популярности фигуры Сталина в общественном сознании нет — и тем не менее… Почему? У большинства борцов за права человека ответ готов: не везёт с народом — «рабская психология».
Говорит Ирина Петровская, обозреватель «Эха Москвы» и «Известий»: «Полемизировать с ветеранами действительно поздно, а следовательно, и не нужно, если их не убедили ни собственный опыт тяжкой жизни, ни чужой опыт страданий и лишений, ни, наконец, ужасающие факты истории… В головах соотечественников застревают эффектные клише, а не разумные аргументы и факты».
А вот Виталий Портников, обозреватель «Радио Свобода»: этот толкует о «раздвоении личности каждого бывшего советского человека, не желающего примириться с мыслью о позоре и кошмаре, в котором пришлось жить каждому из нас. Не желающего видеть, не желающего знать, не желающего каяться, не желающего жить завтрашним днем, в котором нет никакого Сталина, никакого советского гимна, никакой лжи, никакой крови, никакого желания подмять под себя, доказать, что прав только сильный, а удел слабого – рукоплескать и радоваться».
И все они, кто исподволь, кто открыто внушают: ветераны величайшей в истории войны — ограниченные люди, «уходящая натура»; в прошлом у России – кровь, ложь и позор. Нормальный же человек мыслит иначе. Сталин был, его роль в защите страны и во всемирном сражении с нацизмом велика, из истории его не вычеркнуть.
Организованная публичная свистопляска с шаманскими завываниями вокруг «портретов Сталина» заставила меня вспомнить полные убийственной иронии слова публициста Константина Горького: «Либо мы – нормальная, цивилизованная, европейская страна, которая стремится к вхождению в клуб приличных держав… Тогда: растущее качество жизни, живой журнал, широкополосный Интернет не выходя из ванной, смс-голосование на выборах президента, айфоны и ноутбуки, связь четвертого поколения, истребитель пятого, нескончаемые победы на Евровидении, зимняя Олимпиада в Сочи и летняя в Нерюнгри… демократический и туристический Кавказ, цифровое телевещение с тремя тысячами каналов, ставшие свободными экономическими зонами моногорода, бутики и премиум-рестораны в шаговой доступности для Тольятти и Пикалево, родовые сертификаты для стариков, ипотечные кредиты для матерей-одиночек, фитнес-центры для талантливой молодежи и комфортабельные хосписы для ветеранов. Одним словом – долгожданная модернизация.
Либо – если кто-то все же наберется дерзости развесить портреты этого убийцы, этого человеконенавистника и труса, этого бездарного маньяка, этого ничтожества и самодура – значит тогда, горе нам! Значит, теперь, после Ванкувера, Пермской Хромой Лошади и Сибирской Плотины СШГЭС мы уже созрели и вновь норовим свалиться с широкой дороги цивилизованного развития в пропасть. В пропасть, из которой с таким трудом выползли 19 лет назад. В пропасть, из которой страшным гулаговским холодом напоминают о себе: Май-1945 и Жуков, Т-34, «Катюша», Ил-2, Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Николай Кузнецов, Дмитрий Карбышев, Муса Джалиль, Мамаев Курган, Брестская Крепость, план ГОЭЛРО, ДнепроГЭС, Магнитка, Уралмаш, Валерий Чкалов, Лев Яшин, Игорь Курчатов, Михаил Шолохов, Сергей Королев, Юрий Гагарин...»
И последнее, что я обязан сказать по поводу горячих споров, где каким портретам висеть.
Делать вид, что Верховный Главнокомандующий победившей армии не имеет к Победе отношения — это выставлять глупость напоказ. Роль Сталина в войне и достижении Победы соизмерима с властью, которой он обладал. Это так же ясно, как и то, что он вёл армию в сражения не один. И пусть в майские дни изображения И.В.Сталина соседствуют с портретами маршалов Г.К. Жукова, А.М. Василевского, адмирала Н.Г. Кузнецова, командующих фронтами, поставившиx точку в той войне. В этом – историческая правда и залог общественного здоровья.
Комментарии
кусочек для всех.Вот и пытаются сначала нас ослабить,а затем уничтожить.Похоже,что первое у них уже получилось.