Россия. Тандем ведет двойную игру

На модерации Отложенный Режим обещает жить долго. Власть о двух головах не шатается. Наоборот, есть признаки того, что она становится всё крепче. выборах 2012 года тандем останется тем же, но с Путиным-президентом и Медведевым-премьером.

Те, кто, как лидеры оппозиционных групп, ожидал в прошлую субботу увидеть русские площади, заполненные протестующими против политики правительства Путина, были разочарованы. Протестующих было мало, от тихоокеанского побережья до Балтийского моря их набралось всего несколько тысяч: и это по всей России, тогда как в январе в одном только Калининграде на улицы вышло 12 тысяч человек, пишет «la Repubblica " (Италия).

Ясно одно: те, кто думал, что протестная волна вырастет в следующие недели и месяцы, кто мечтает увидеть огромные массы русских, протестующих по всей стране с криками „Путин, уходи!“, должны приготовиться к новым острым разочарованиям.

В России не готовится никакого „оранжевого“ переворота, как это было на Украине в 2004 году.

Во-первых, потому, что деятельность Путина и его правительства, согласно опросам общественного мнения (тем, что можно считать достоверными), одобряют 65-70 процентов опрошенных.

Во-вторых, потому, что сильнее всего этот режим — за свои десять лет жизни — испугался именно „оранжевой революции“ на Украине. И с тех пор Путин и его команда приняли все необходимые меры предосторожности. Значительное увеличение  штата милиции, закупка за рубежом самых современных средств подавления мятежей, новые законы по контролю за поступающим с Запада финансированием российских неправительственных организаций (права человека, свобода печати и пр.): эти деньги сыграли основную роль в организации восстания на Украине.

В-третьих, потому,что в России не существует оппозиционного движения, достойного этого названия. Есть лишь маленькие группы, к тому же, разрозненные, которые не могут представлять опасности в демократическом государстве, а тем более в государстве авторитарном и даже, в некотором смысле, полицейском — как то, что построили бывшие офицеры спецслужб, собравшиеся вокруг Владимира Путина.

Конечно, глобальный экономический кризис „кусается“ и в России. Бедность, которая в течение нескольких лет была замаскирована ростом доходов в больших городах, сейчас становится очевидной (в деревнях, в моногородах), напоминая о советской нищете. Но если в Греции или Испании профсоюзы могут вывести на улицы сотни тысяч разгневанных людей, то в России этого произойти не может. Традиционная апатия русских и боязнь худшего (эта страна за 70 лет познала больше лишений, чем вся Европа двадцатого века) делает практически невозможным широкое и устойчивое движение протеста.

Поэтому режим обещает жить долго. Власть о двух головах (Путина и Медведева) не шатается. Наоборот, есть признаки того, что она становится вс ё крепче. Последний из этих признаков — позавчерашнее заявление председателя Думы Бориса Грызлова, по словам которого, на президентских выборах 2012 года тандем, по существу, останется тем же, но с Путиным-президентом и Дмитрием Медведевым — премьер-министром.

В последующие годы мы будем в той же самой ситуации, что и сегодня. Но какова природа московского двоевластия, как оно реально функционирует? Медведев — марионетка, управляемая бывшим полковником КГБ Владимиром Путиным, или искренний либерал, верящий в реформы, о которых говорит, реформы, которые должны привести наконец к созданию другой России?

Ничего страшного, если мы не сможем дать правдоподобный ответ на этот вопрос. Уже два года с момента избрания Медведева на пост президента сотни специалистов в Соединённых Штатах и на Западе ломают голову над этим вопросом, а приходят они к совершенно запутанным и противоречивым выводам.

Вчера группа этих экспертов уверяла, что сидящий в Кремле президент Российской Федерации является только внушительным фасадом для режима, сегодня другая группа уверена в том, что Медведев не бросает слов на ветер, что его либеральные проекты реформ и борьбы с коррупцией заслуживают доверия и что скоро будут видны их последствия. Конечно, молодой и улыбающийся Медведев произносит речи, которые никто, разве что оппозиция, не позволил бы себе произнести. В сентябре прошлого года в длинной статье, опубликованной в Интернете, он назвал российскую экономику примитивной, полностью (что унизительно, по словам президента) основанной на добыче и продаже нефти и газа, говорил о коррупции, о сильном демографическом спаде, взрывоопасной обстановке на Кавказе. А два месяца спустя в своей речи о состоянии Федерации он выразился ещ ё более ясно, сказав, что Россия находится на перекрёстке истории. Если не удастся модернизировать Россию, она навсегда останется страной второго сорта, предупредил он.

Подобных речей Путин не произносил никогда, они сбивают с толку. И неслучайно прошлым летом, во время своего визита в Москву, даже президент Обама подумал, что нашёл в лице Медведева настоящего хозяина положения.

Чтобы устранить путаницу, следует прояснить две-три достаточно простые вещи. Первое: Путин больше делает, чем говорит, а Медведев наоборот. Второе: существует большое подозрение, что две стороны ведут некую игру. Одна из этих сторон  — Путин — обращается к российским гражданам с низкими доходами, которые зависят от правительства, выплачивающего им зарплаты и пенсии. Это люди среднего или пожилого возраста, которые по вечерам смотрят телевидение, обслуживающее интересы этого режима, и испытывают некую ностальгию по сверхдержаве под названием СССР. Другая — Медведев — обращается к россиянам со средневысокими доходами, которые живут в больших городах, путешествуют, не смотрят телевизор, а пользуются интернетом и поэтому хорошо знают, насколько отстала страна и как разгул коррупции отравляет жизнь свободным предпринимателям.

И если верно ощущение того, что речь идет о некой игре между этими двумя сторонами, то единственный вывод, который можно из этого извлечь, таков: система двоевластия была хорошо продумана, с умом управляется и будет ещё долго функционировать.