В чем смысл немощной старости?

На модерации Отложенный

Часто говорят: «старый что малый». Однако разница существенная. Когда моя дочь была маленькой, то я её направляла, воспитывала — и ребенок усваивал, менялся. А со стариками совсем иначе: кажется, что они как застывший цемент — ничего не исправишь! И как вести себя со стариком, у которого скверный, капризный характер? Особенно если это очень близкий тебе человек? А он еще и мучается, и как же страшно на это смотреть! Неужели не милосерднее помочь ему спокойно уйти из жизни? 

Анастасия 

Так в чем же смысл долгой, мучительной старости? В другие периоды жизни скорби, немощи и болезни могут принести человеку духовную пользу, воспитывают его. А в период угасания жизни каков смысл безпомощного, а порой и безумного состояния стариков? Об этом мы спросили преосвященного АРТЕМИЯ (Кищенко), епископа Гродненского и Волковысского, и священника ИЛИЮ Курдюка, настоятеля Свято-Никольского храма п.Валерьяново Минской обл. Оба они прошли через служение умирающим близким.

Владыка Артемий:

— Почему же, и стариков можно исправлять. Только всё нужно делать с терпением: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19); «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Важно не озлобиться. 
Смотреть, как дорогой тебе человек мучается, действительно страшно. Но кто знает, насколько будет страшно, если мы насильно прервём жизнь этих стариков? Все говорят в старости: «Умереть бы и не мучиться!» Но когда приходит смертный час, слышен вопль: «Хоть ещё одну секундочку, хоть ещё один денёчек, чтобы увидеть солнышко, увидеть возле себя кого-то!»

Какое право мы имеем прерывать жизнь нерождённого младенца или престарелого человека? Где критерии, что положение уже безвыходное? Все мерки абстрактны. Не мы дали жизнь, и не нам её отбирать. Для нас смерть — это второе рождение. И, видимо, старость нужна для того, чтобы человек мог собраться с силами для него. Бывает старость святая, а бывает и безумная. Судить о Промысле Божием трудно, дать какой-то критический анализ крайне сложно. Но всё в этом мире взаимосвязано, и безпричинных явлений не бывает. Какой старость будет, зависит от нас, мы получаем то, что заслужили. Какая у нас была весна (время духовного возрастания), какое было лето (время подвигов), какая осень (время духовных плодов) — такой будет и зима. Бог смиряет человека всю жизнь. Мы были баронами, шли по жизни задрав голову, в некоем самоупоении. А тут сидит немощный человек в собственных нечистотах и всё больше понимает свою сущность. А у людей, которые вели какую-то духовную жизнь, жили в борьбе с самими собой, старость, как правило, получается святая — затихают физические страсти, амбиции и проступает всё положительное. 

Нельзя забывать и об особом служении таких старичков окружающим. Мы много говорим о посте, о молитве, о пастырском служении в Церкви… А я, анализируя свою жизнь, вижу, что самые светлые страницы в моей жизни были, когда я ухаживал за своей больной сестричкой в последний год её жизни, который она жила вместе со мной.

Действительно, когда встречаешься с нуждающимся человеком и помогаешь ему, в душе остаётся память о чём-то глубоком, светлом. Конечно, какое уж там счастье, когда после долгих мучений умирает близкий человек! Но если ты ухаживал за ним, помогал ему, то остаётся какой-то духовный отпечаток, какой-то маленький духовный плод. Вряд ли когда-нибудь будет у нас настоящая молитва, а не бормотание. А если нам удастся немножко сосредоточиться, то обязательно будет самодовольство, самоупоение, самолюбование... Вряд ли будет у нас настоящий пост — у нас нет силы воли. Мы такие серые, ни на что не способные амёбы! И что бы мы ни делали, всё у нас, как говорил Иоанн Лествичник, съедает тщеславие и гордость. А вот если смирить себя, претерпеть эту возню с больным… Как много есть примеров в наших Патериках: помогал больному — увидел Христа. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Нам не нужно задавать вопрос, лишать стариков жизни или не лишать. Нам надо задавать иной вопрос: что мы для них можем еще сделать? Чем сегодня мы можем облегчить их страдания? 

Отец Илия: 

– Смысл немощной старости? Мне довелось видеть последние дни жизни моей двоюродной бабушки. Она как-то сказала: «Исповедуюсь, причащусь, три дня поживу и умру». Родственники несколько скептически отнеслись к её словам, тем более что она, будучи 82 лет от роду, была тогда довольно крепкой — как говорится, на ногах. Всю свою жизнь бабушка работала на земле. Она была верующим человеком и даже при советской атеистической власти ходила в храм исповедоваться и причащаться.  И вот по настойчивой просьбе бабушки родные пригласили священника. Он причастил её. А буквально через несколько часов у неё отказали почки. Трое суток, до самой смерти, бабушка страдала от сильных болей. Иногда она произносила: «Мне осталось потерпеть ещё немножко, чтобы очиститься».

И ещё говорила о каких-то ошибках молодости. Я видел, что она вела себя очень мужественно и осознанно воспринимала это страдание как нечто, через что ей нужно пройти. Благодаря моей бабушке я ещё раз убедился, что когда праведный человек страдает перед смертью, его страдание осознанно. И те люди, которые находятся рядом с ним, помогают ему, получают духовную пользу. Наоборот, поведение стариков, которые пребывают в духе гордыни, отравляет всех и вся вокруг. Страдание — это средство врачевания. Человека, который осознаёт, что болен, и нуждается во Враче, Господь духовно исцеляет. Причём спасает Бог такими средствами, которые осознать, понять до конца мы не можем. Мы только видим и ужасаемся.