В правительстве началась борьба за раздел бюджетных расходов 2011 года

На модерации Отложенный

Чтобы удовлетворить главных лоббистов, придется пустить под нож часть расходов. Первые на очереди - дороги. Другого выхода нет: президент Медведев решил продвигать инновации и реформировать милицию. Дума бьется за грандиозную программу «Чистая вода», а вице-премьер Сергей Иванов даже предложил программу развития водолазного дела.

Борьбу за формирование бюджета в последние два года можно считать репетицией - тогда была заначка в виде Резервного фонда, говорит чиновник правительства. Еще в начале прошлого года в фонде было больше 4 трлн рублей, а в 2011 году фонд обнулится. Тогда правительство разобьет последнюю копилку - Фонд национального благосостояния, который изначально создавали под пенсионную реформу. А с 2013 года мы сможем жить только в долг, говорит собеседник в Минэкономразвития. Чтобы не пойти по пути Греции, расходы надо контролировать. Минфин хочет, чтобы бюджетный дефицит с 6,8% ВВП в этом году уменьшился в 2011 году хотя бы до 4%.

Как ни странно, сократить дефицит не помогает даже дорогая нефть. Рост цен приводит к укреплению рубля, а это заберет из казны больше денег, чем принесут туда нефтяные налоги. При цене в $70–71 за баррель средний курс в 2012 году составит 27,5 рубля за доллар, прогнозирует Минфин. Для бюджета это означает более 1 трлн рублей, говорится в материалах министерства, представленных премьеру Путину 9 марта. Правда, на прошлой неделе замминистра экономического развития Андрей Клепач заявил, что ЦБ стоило бы сильнее бороться с укреплением рубля. Если политика банка будет изменена, то колебания курса не приведут к столь масштабным потерям для казны, каких ожидает Минфин.

Это смягчит, но не решит проблему. Не залезать в долги помогли бы дополнительные доходы, но чтобы их найти, надо обидеть очень влиятельных людей. Если бы газовые компании платили бы налоги так же, как нефтяники, то доходы бюджета выросли бы на 1% ВВП, указывает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Ставки НДПИ на газ не индексировались с 2006 года, да и экспортной пошлиной газовая отрасль обложена тоже гораздо меньше, чем нефтянка. Еще одна беда Минфина - льготы для нефтяных месторождений Восточной Сибири, которые отстаивает вице-премьер Игорь Сечин. Они чреваты ежегодными потерями в 150–200 млрд рублей.

Значит, расходы надо сокращать. Ведомства, наоборот, хотят их увеличить - больше чем на полтора триллиона рублей, причем часть запросов уже утверждены президентом и премьером: это и увеличение численности Следственного комитета, и рост расходов на судебную систему, и поддержка ведущих университетов страны. Главная головная боль - инновации. Чтобы хотя бы вернуть финансирование инновационных ФЦП на докризисный уровень, нужно 300 млрд рублей.

Нет смысла начинать программу, когда нет уверенности, что удастся ее финансировать, говорит чиновник правительства. В некоторых потенциальных программах нет и трех страниц, только название, добавляет чиновник Минэкономразвития - именно там собирают «хотелки» ведомств. «Заказчики приходят в министерство, как в банк - за деньгами, а в чем смысл этих расходов, одному Богу известно», - жалуется чиновник.

Какие программы сохранятся, будет решать премьер. Большие шансы на продление есть у программы «Жилище» - это один из нацпроектов, на него нужно 55 млрд рублей ежегодно. Скорее всего продолжится программа по утилизации вооружений и недорогой «Русский язык» стоимостью 300 млн рублей. Правительство собирается продлить и программу «Электронная Россия», хотя даже в Белом доме признают, что она с треском провалилась. «Сроки все время срывались, исполнение было нулевым - правительство так и не стало электронным», - говорит чиновник правительства. Минсвязи обещает переработать программу и в мае представить ее под новым названием «Информационное общество».

Новых программ появится немного, несмотря на поручения первых лиц. После того как Путин принял решение перезапустить Байкальский ЦБК, спасение озера стало политическим делом. Программа улучшения экологической обстановки вокруг Байкала ценой 40 млрд рублей получит поддержку, надеется директор департамента Минприроды Ринат Гизатуллин, - есть поручения и от президента, и от премьера. А вот написать полноценную программу социально-экономического развития региона, как хотел президент, едва ли удастся. В 2011 году придется искать деньги не только на Байкал, но и на очистку всей российской пресной воды. Программа «Чистая вода», предложенная правящей партией. имеет все шансы быть в списке приоритетов. «Это не программа, а какое-то надувательство, но лоббируют ее очень активно», - говорит правительственный чиновник. Партия оценила ее стоимость в 165 млрд, из них 20 млрд на 2011 год, Минфин готов дать лишь 11 млрд рублей.

Перевод милиции с регионального уровня на федеральный обойдется бюджету в 175 млрд рублей. Чтобы покрыть эти затраты, Минфин планирует урезать часть финансовой помощи регионам, например, на оплату коммунальных услуг льготникам, на программы занятости, на охрану животных. На регионах будут экономить, предупреждает чиновник Минэкономразвития: бесплатная помощь из федерального бюджета сократится, возрастет доля кредитов.

Главный вопрос - что еще сократить - правительство решает, как и в прошлом году. Социальные расходы растут, инвестиции сокращаются. Первой в очереди под нож стоит транспортная программа. Ее урежут примерно на треть - сильнее, чем в прошлом году. Сотрудник Минтранса говорит, что приоритет такой - закончить начатые проекты, а новые запускать только при условии, если там используются инновационные технологии.

Выбранные приоритеты могут сыграть с правительством злую шутку. Похоже, к 2013 году у нас останутся только социальные расходы, говорит чиновник Минэкономразвития. Эксперты считают, что правительство загоняет себя в ловушку. Если оно не поменяет приоритеты, то дефицит будет только расти, говорит аналитик Альфа-Банка Наталья Орлова. По ее оценкам, бюджет все сильнее зависит от нефти - еще два года назад обойтись без дефицита удавалось при $60 за баррель, а сейчас надо уже $105.