Жизнь, свобода… и интернет. Новое о правах человека

На модерации Отложенный

Пока в России и сопредельных государствах пользователи ещё мечтают о том, чтобы у них подешевели тарифы на услуги доступа в Сеть, в других странах доступ в интернет уже начинает восприниматься как неотъемлемое, едва ли не конституционное право человека. Правительства США и Великобритании считают просто необходимым, чтобы интернет был в каждом доме. И был если не бесплатным, то дешёвым.

Исследовательская компания Globescan по заказу международного медийного конгломерата BBC World провела опрос 27 тыс. людей в 26 странах мира на тему о том, чем для них является интернет. Итоги исследования заставляют задуматься: 79% респондентов заявили, что доступ в Сеть — основное право человека. Любопытно, что Финляндия и Эстония даже оформили это мнение на законодательном уровне, приравняв его к праву на общение. Хамадун Туре, генеральный секретарь Международного союза электросвязи (ITU), так прокомментировал этот сдвиг: «Интернет — реализация сразу двух потребностей человека: в общении и знаниях. Это мощнейшее средство просвещения и коммуникаций». Он также добавил, что власти всех стран должны считать интернет такой же нуждающейся в инвестициях инфраструктуре, как, например, дороги или водоснабжение.

Больше всех в безусловном праве на интернет уверены жители Южной Кореи, Мексики, Бразилии и Турции. Между тем эксперты отмечают, что 70% респондентов, которые не имеют возможности пользоваться интернетом, считают, что их права ущемляются. Три четверти граждан Японии, Мексики и России уже не представляют своей жизни без интернета. ООН того же мнения: интернет должен стал неотъемлемой частью жизни людей.

Что интересно, в вопросе о том, должны ли власти регулировать интернет, мнения пользователей в разных странах расходятся. Жители Южной Кореи и Нигерии считают, что правительственного контроля за Сетью не должно быть ни в каком виде. А вот граждане зарегулированных Китая и Европы полагают, что иногда это необходимо. Более половины (55%) жителей Великобритании полагает, что в некоторых случаях госрегулирование интернета необходимо.

Впрочем, как бы ни решались вопросы регулирования интернета на Западе, в развитых капиталистических государствах доступ в Сеть станет данностью уже скоро. Правительство Великобритании, например, разработало законопроект, согласно которому к 2012 году широкополосный доступ к Сети должен быть в каждом британском доме. Сейчас в ЕС с развитием интернета осталась только одна проблема: бизнес не хочет развивать инфраструктуру в сельской местности. Бремя по прокладке сетей берёт на себя правительство. Опрос для BBC показал, что 87% жителей Европы полагает, что интернет должен быть доступен для всех и каждого.

Сразу после победы на выборах президент США Барак Обама изначально предлагал и вовсе покрыть бесплатной сетью Wi-Fi для организации доступа в интернет всю территорию страны. Предполагалось, что бесплатно граждане могли бы пользоваться беспроводным интернетом на не очень большой скорости — до 1 Мбит/с, а дополнительная скорость должна была оплачиваться. Несмотря на широкий резонанс, к строительству такой масштабной инфраструктуры никто так и не приступил: конгресс президентскую инициативу заблокировал, поскольку счёл её слишком дорогой в условиях финансового кризиса. Как знать, какая судьба ждала бы проект, если бы Обама встал у руля этой страны годом-двумя ранее…

И вот теперь федеральная комиссия по связи 15 марта 2010 года представила в конгресс США новый план развития широкополосного интернета в стране.

FCC хочет, чтобы как минимум 100 млн домов в США имели доступ к недорогим сетям с пропускной способностью по меньшей мере 100 Мбит/с в течение ближайших 10 лет. Кроме того, основные институты каждого городского сообщества — школы, больницы и федеральные учреждения — должны иметь доступ в Сеть на скорости 1 Гбит/с. Стоимость проекта оценивается в 12—16 млрд долларов, а срок реализации — 10 лет. Чиновники ведомства сравнивают интернет с электричеством и утверждают, что он является «основой для экономического роста, создания новых рабочих мест, повышения глобальной конкурентоспособности государства и улучшения жизни граждан». Инициативу FCC поддержал глава Google Эрик Шмидт, выступающий за развёртывание ШПД не только в домах, но и в школах, библиотеках, больницах, поликлиниках, общежитиях и даже в общественном транспорте. Google даже готова приступить к экспериментальному обеспечению какого-либо города США доступом на скорости 1 Гбит/с, по случаю чего в США даже случилась волна переименований надеющихся попасть в число первых городов в Гуглотауны.

Не только в США считают, что быстрый интернет является необходимым условием для развития образования и упрощения ведения бизнеса и государственных дел. В Великобритании, например, планируется, что через 20 лет к каждому дом будет проведён оптоволоконный кабель толщиной в 10—100 Гбит/с. Такие планы содержатся в докладе британского телекоммуникационного регулятора. Строительство запланировано на 2025—2030 годы. Зачем такие скорости пользователям? На таких скоростях уже можно смотреть фильмы HD-формата в разрешении 1080р в режиме онлайн. Кроме того, учитывая бурное развитие «облачных» технологий, не исключено, что через 20 лет наши ноутбуки будут состоять лишь из экрана, клавиатуры и модуля для подключения к интернету, а все данные, сама операционная система и даже тяжёлые 3D-игры будут загружаться не с жёсткого диска, а из Сети.

Не следует забывать, что высокоскоростной широкополосный доступ в Сеть не ограничивается кабельными технологиями. В США оператор Verizon уже заканчивает испытания мобильных сетей 4-го поколения LTE. Мобильные сети будут способны обеспечить скорость в районе 5—12 Мбит/с для скачивания и 2—5 Мбит/с для загрузки данных. Пиковые же скорости могут достигать значений в 40—50 Мбит/с и 20—25 Мбит/с соответственно. Уже в этом году оператор запустит сети LTE в 25—30 штатах США. В первую очередь акцент будет делаться на территориях, где затруднено использование традиционных кабельных сетей. Ещё через год они могут быть развёрнуты по всей стране. Аналогичные планы есть и у других крупных операторов сотовой связи — T-Mobile и AT&T. Единственным — и временным — затруднением для массового внедрения технологии LTE может стать либо очередной виток кризиса, либо неготовность производителей клиентских устройств. Впрочем, в России, например, ни то, ни другое, кажется, не грозит «Мегафону», который уже подал заявку на строительство сети LTE в Сочи. Будет Олимпиада — будет и широкополосный мобильный доступ.

Интернет явно вступает в пору зрелости. Он стал полноправной частью нашего образа жизни, а доступ к нему становится правом — наряду с правом на жизнь, труд, здоровье и образование. Чтобы приобрести такую ценность, ему всего лишь понадобилось обеспечить все эти права. А что вы хотите? Это и есть информационное общество.