Когда изымем рекламу из ТВ, будет все в порядке

На модерации Отложенный

Телевидение в наше время, как известно, оказывает определяющее влияние на формирование ценностных ориентиров и морально-нравственных установок граждан. В этом смысле существующая в России модель ТВ, ориентированная исключительно на коммерческий успех, который связан с доходами от размещения рекламы в наиболее «смотрибельных» по зрительскому рейтингу передачах, изначально является порочной. Ведь в этом случае «приводным ремнем» всего телевизионного механизма становится потакание самым низменным инстинктам телеаудитории, чтобы обратить ее внимание на тот или иной телепродукт.

Отрадно, что теперь этот факт признает не только экспертное сообщество, но и лица, которые по статусу должны отвечать за положение дел в этой сфере. Такие, как министр культуры Александр Авдеев. На днях этот чиновник предложил повысить качество российского телевидения.

«Что касается телевидения, то я вижу кардинальную развязку в следующем – отказаться от финансирования через рекламу. Сама эта система создает низкопробное телевидение, потому что оно ориентируется на рейтинги. А через рейтинги получают доходы, делают низкопробные работы, которые действуют на подкорку и показывают запретное (насилие, секс и т. д.), и потом снова запускают на телевидение». «Это – порочный круг», – добавил глава Минкульта. «От этого феномена избавились в Великобритании, и не стыдно у них поучиться. Потому что в этой стране телевидение финансируется из госбюджета, и оно – очень высокохудожественное и высококачественное. Когда мы изымем рекламу из нашего телевидения, будет все в порядке», – убежден Александр Авдеев.

Таким образом, министр не только обозначил проблему, но и предложил вполне обоснованный и уже имеющий соответствующие прецеденты в мире способ ее решения. Другое дело, хватит ли у российского руководства решимости и политической воли сломить сопротивление мощнейшего лобби, заинтересованного в коммерческой рекламе на ТВ.

Инициативу главы Минкульта комментирует председатель общества «Радонеж», учредитель одноименного международного кинофестиваля Евгений Никифоров:

– На мой взгляд, это – более чем достойная инициатива. Такая великая страна, как Россия, вполне может позволить себе содержать два или даже три государственных телеканала, не прибегая к услугам рекламодателей. Такая модель работает не только в Великобритании, о чем упомянул Александр Авдеев, но и, например, во Франции.

Хотя речь идет о стране, которая во много раз меньше России и по территории, и по населению. Конечно, с экономической точки зрения это развитая страна, но и у нас тоже есть финансовые возможности. Более того, в нашей стране тоже есть подобный прецедент. Это телеканал «Культура» – один из наших лучших каналов, который прекрасно обходится без рекламы.

В последние годы телеканал «Россия» проявляет себя как СМИ, работающее на позициях отстаивания общенациональных интересов. Но при этом – только в ночное время, когда прекращает свое губительное действие пресс коммерциализации. И хотя по форме собственности этот канал является государственным, он функционирует в режиме коммерческого СМИ, как бы общественность ни выступала против этого. То же самое касается и Первого канала. Так что на этот счет не нужно заблуждаться.

Авдеев абсолютно прав: если мы хотим оздоровить морально-нравственную атмосферу в обществе, нам нужно поменять парадигму финансирования центральных СМИ. Иначе коммерция всегда будет диктовать нам одно и то же. Из этого порочного круга можно выйти, только разорвав его. Причем я не считаю, что после отмены рекламы граждане должны стать абонентами и платить за подключение к этим каналам. Для России в масштабах государства это совершенно небольшие деньги, так что не нужно перекладывать возникающее финансовое обременение на плечи рядовых зрителей.

Я являюсь руководителем крупнейшего фестиваля духовно-нравственного кино «Радонеж». И этот форум уже в течение 15 лет демонстрирует выдающиеся образцы кинопродукции. Авторы присылают около 200 картин на каждый фестиваль. Причем значительную долю среди них составляют фильмы, изготовленные по заказу центральных телеканалов. Но их никто не видит, кроме зрителей нашего фестиваля. Получается, что государство тратит значительные средства на производство очень качественного кино, но до зрителей эти фильмы не доходят. При этом залы в дни проведения нашего кинофестиваля просто переполнены. Это – беспрецедентный успех для нашего кинематографа, тем более – документального. Но, несмотря на то, что все это потенциально весьма широко востребовано, руководство центральных каналов не может поставить такую кинопродукцию в сетку вещания – из опасения, что она может не выдержать по рейтингу конкуренции с голливудским ширпотребом, ориентированным в основном на молодежную аудиторию.