Минск пригрозил выйти из Таможенного союза
На модерации
Отложенный
Сегодня в Бресте состоится заседание правительства Союза Белоруссии и России в ходе которого стороны предпримут еще одну попытку дать ход забуксовавшему проекту Таможенного союза. Накануне этой важной встречи Александр Лукашенко провел жесткий инструктаж с белорусскими переговорщиками. Он, в частности, недвусмысленно дал понять, что если Россия будет настаивать на изъятии из сферы действия договора о Таможенном союзе отдельных товарных позиций (в первую очередь, конечно, речь идет о нефти), то Таможенного союза не будет.
«Если там начнут делать оговорки и изымать нефть, нефтепродукты, газ, сахар, молоко, масло, мясо, пшеницу и т. д. – такой Таможенный союз, наверное, ни России, ни Казахстану, ни Беларуси не нужен», – без обиняков заявил Александр Лукашенко. При этом он строго предупредил главного переговорщика с белорусской стороны, что его задача – «не поступиться своими интересами». При этом Лукашенко дал белорусской делегации указание не откладывать решение этого вопроса на потом. «Мы должны определиться именно сейчас – потому что потом, когда этот процесс станет необратимым, уже будет поздно бороться за собственные интересы», – подчеркнул президент Белоруссии.
Одновременно Лукашенко дает понять Москве, что знает, где в случае необходимости искать недостающие энергоресурсы на выгодных условиях. Буквально накануне упомянутого заседания союзного кабмина он совершил блиц-вояж на Латиноамериканский континент к Уго Чавесу. По итогам визита Лукашенко сообщил о том, что договорился со своим венесуэльским коллегой о развитии сотрудничества в нефтеперерабатывающей сфере. По его словам, Венесуэла будет поставлять в Белоруссию 80 тыс. баррелей нефти в день, после чего венесуэльское сырье поступит на нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии. А конечный продукт будет реализовываться совместно с Каракасом на европейском рынке.
При этом Лукашенко с видимым удовлетворением подчеркнул, что действующее в Венесуэле совместное предприятие готово увеличить добычу нефти. «Наше совместное с венесуэльскими братьями предприятие добывает примерно 1 млн тонн нефти в год, и мы готовы увеличить нефтедобычу», – заявил президент Белоруссии. В свою очередь, Минск готов предложить своим венесуэльским партнерам широкий ассортимент сельхозтехники и продукции машиностроения. По словам Лукашенко, в Венесуэле «завершается строительство заводов по выпуску (белорусских) тракторов, грузовиков и производству строительных материалов». Президент Белоруссии также сообщил о планах создания торгового дома для продажи белорусской техники и товаров в Венесуэле и в других странах Латинской Америки.
Современное состояние российско-белорусских отношений оценивает политолог Андрей Суздальцев:
– Белорусский политический класс всегда рассматривал Россию главным образом в качестве поставщика сырья. И все инвестиционные и прочие вопросы, которые поднимались еще с середины 1990-х годов, преследовали одну главную цель – получить максимально дешевые нефть и газ. Поскольку это, с одной стороны, обеспечивало снижение себестоимости белорусской продукции, а с другой – создавало возможность вырабатывать дешевые нефтепродукты для их последующей реализации на европейском рынке.
Белоруссия получает от нас такой же объем нефти, как и Германия. Это – огромный нефтяной офшор, что позволяло где-то на 40% обеспечивать белорусский экспорт на Запад. В первую очередь речь идет о нефтепродуктах, выработанных из дешевой российской нефти. Причем, поступая на западный рынок, они конкурировали там с нашими нефтепродуктами. Белорусское руководство могло обещать Москве небо в алмазах, но взамен мы были обязаны предоставлять республике дешевое российское сырье.
Это Лукашенко и делал – он обещал нам интеграцию, Союзное государство и прочие блага. А мы расплачивались за эти обещания. В итоге мы дотировали Белоруссию на $52 млрд, взамен получая лишь голословные заверения в партнерских намерениях.
Лукашенко любит повторять, что Россия взамен получает военно-политический форпост на западном направлении. На самом деле это лукавство. В случае ракетно-ядерного конфликта между Россией и НАТО белорусы ведь не будут летящие на Москву боеголовки ловить сачками. Это – просто анекдот. Если же Лукашенко имеет в виду, что Россия использует белорусский радар, то для продвижения наших «глаз и ушей» на Запад есть Калининград, который расположен западнее, чем Белоруссия. Более того, никакая единая ПВО у нас до сих пор не создана. Потому что Лукашенко считает, что элементы единой ПВО России должны находиться в подчинении Минска, а не Москвы.
Что касается транзитного вопроса, то Россия его сейчас решает. Т. е. мы строим первый обходной нефтепровод БТС-2, который будет закончен в 2012 году. А в 2011 году мы запускаем первую очередь газопровода «Северный поток». Так что мы постепенно лишаем Белоруссию ее статуса транзитного государства. Кстати говоря, колесный транзит также не является монополией белорусской стороны, потому что он также идет через территорию Прибалтики, Финляндии и Украины.
Комментарии