Между правительством и Ru еще не поставлена точка
На модерации
Отложенный
«Электронное правительство» продолжает осваивать бюджеты, но все еще существует только на бумаге.
Наиболее востребованные россиянами государственные услуги будут оформляться в режиме онлайн уже с апреля. Об этом сообщил на днях советник министра Илья Массух.
По его словам, уже через месяц с помощью открывшегося в декабре портала госуслуг можно будет не только получать доступ к формам и бланкам, но и заполнять их и отправлять в ведомства.
«Сайт работает по плану, мы идем четко по графику, — отчитался Массух. — Следующий этап — интерактивный, то есть переход к передаче заявлений в электронном виде». Бравыый доклад заставил «Новую» вернуться к теме «электронного правительства» (№68 за 2007 г., №141 за 2009 г.). Расхождения между первыми шагами правительства и заявленными планами на сегодня таковы, что впору говорить о потемкинской деревне.
В середине февраля на заседании президиума Совета при президенте РФ по развитию информационного общества, проходившем под председательством руководителя администрации президента Сергея Нарышкина, деятельность главы Минкомсвязи Игоря Щеголева по внедрению «электронного правительства» признали неудовлетворительной. Это событие стало символическим итогом многочисленных разрозненных попыток со стороны различных властных органов хоть как-то скоординировать и направить работу по переводу отношений власти и граждан в информационное русло.
Характерно, что в ответ на критику Минкомсвязи устами уже упомянутого советника его главы Ильи Массуха через пару дней огрызнулось в том смысле, что вообще не считает правильным обсуждать проект «электронного правительства» на президентском совете. По мнению ведомства, документ должен обсуждаться «в среде специалистов». Председатель подкомитета Госдумы по технологическому развитию Илья Пономарев парировал, публично квалифицировав это заявление как «грубейшее нарушение субординации и критику самого президента», и озвучил мнение: возможно, проект у Минкомсвязи отберут.
Сейчас уже можно констатировать: власти заплутали в дебрях проблем. Перечень только основных инициатив и только за последние годы, направленных на внедрение «электронного правительства», поистине впечатляет: еще в 2008 году была выдвинута «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2009—2011 годы».
Уже в феврале этого года, за несколько дней до совещания президентского совета, Путин подписывает постановление об образовании «Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления». Комиссию возглавил вице-премьер Сергей Собянин, заместителем председателя назначен все тот же Игорь Щеголев.
Эффект от всей этой суеты оказывается мизерным.
Граждане и услуги
Внедрение госуслуг для граждан в электронной форме в рамках ФЦП «Электронная Россия» последовательно откладывалось — сначала на 2009 год, потом на 2010-й. Говорят, просто не доходили руки. И это притом, что Дмитрий Медведев не первый год «просит» чиновников поторопиться. В декабре 2009-го был открыт с большой помпой портал gosuslugi.ru, и поныне, к сожалению, выполняющий лишь информационные функции.
Согласно «Плану перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде» (распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 1555-р), уже в марте 2010 года на портале gosuslugi.ru должен был заработать ряд услуг, но этого не произошло даже для самых простых и естественных случаев. Причем еще при открытии портала в декабре Щеголев заявлял, что на сайте можно будет заполнять и распечатывать бланки лишь с середины будущего года, а начать прием документов в электронном виде планируют где-то в 2012-м. Это явно нарушает упомянутый «план», где на 12-й год отнесен для ряда пунктов лишь самый сложный этап — «обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде». Но либо план писали «неспециалисты», либо читать этот план «руки не дошли».
Внесистемный проект
Вернемся к заседанию Совета при президенте РФ. Обсуждавшийся тогда 420-страничный документ Минкомсвязи, действительно «системным проектом не является», говорили на нем чиновники разного калибра.
Бюрократы из правительства, похоже, так до сих пор и не поняли, что настоящая цель всех этих «электронных Россий» — обеспечение нужд не ведомств, а граждан.
Между тем за рубежом подход к реформе бюрократического процесса начинается с определения требований. В США есть так называемая Федеральная архитектура «электронного правительства» — 150 томов документов (сравните с 420-страничным системным проектом Минкомсвязи), которые детально определяют весь процесс и его технологии.
В Великобритании есть специальный сайт, который создало и содержит правительство, о том, как должны делаться государственные веб-сайты, в этом руководстве детально регламентированы требования к электронному документу, вплоть до специальных функций, чтобы им легко пользовались инвалиды.
Наша проблема, заявляют опрошенные «Новой» специалисты, в том, что нет обзоров практики для создателей госсайтов, руководств, подробных требований. Никто не думает про связывание баз данных, нет никакого единого регламента. Все в ближайшее время захлебнутся в технике исполнения, уверены они. К примеру, если ФМС захочет наладить выдачу загранпаспортов с помощью электронной услуги, они должны обеспечить электронно-цифровую подпись. Если же они ограничатся просто заполнением заявки через интернет, то это будет лишь облегчение их труда. Но платить за паспорт и получать его вам все равно придется идти ногами. А чтобы исключить посещение ФМС, вам нужны две вещи: электронно-цифровая подпись и возможность оплатить госпошлину через интернет. Разработка единой универсальной цифровой подписи на сегодня не поручена никому. По заверениям источника «Новой» в администрации президента РФ, два года от Минсвязи добиваются того, чтобы они сделали проект, предусматривающий системные решения в области электронной цифровой подписи. И в прошлом году на это было выделено из бюджета 120 млн рублей. Воз, как оказывается, и ныне там.
Мы с удивлением узнали, что из 30 дней, отведенных на выдачу загранпаспорта, 20 дней уходит на путешествие бумаг между ведомствами: в МВД спрашивают о непогашенных судимостях, а в ФСБ — об ограничениях на выезд. При этом на 10 000 заявок реально может быть один отказ. Если бы ведомства обменивались лишь данными своих баз, мы получили бы паспорт за 10 дней.
Интересно, что некоторые вещи, в которых ведомства заинтересованы, уже давно работают: например, на едином портале МВД 112.ru можно легко и быстро сообщить о преступлении, причем пользователя предупреждают об ответственности за ложные сообщения.
Правда, все, что работает, — весьма разрозненно, бессистемно и никакого отношения к упомянутому gosuslugi.ru отношения не имеет. И несложно предсказать, что еще долго иметь не будет по причине, которую как раз можно охарактеризовать как «системную». Ведь масштабную инфраструктуру «электронного правительства» передают оператору связи — «Ростелекому» (копия договора между Минкомсвязью и Ростелекомом на 1 миллиард рублей имеется в распоряжении редакции), который, по мнению специалистов, к IT-инфраструктуре никакого отношения не имеет. «Ростелеком», которому все это поручили, — связная компания, она даже для себя IT-проекты не делает, на рынке заказывает. И у чиновников, которые «Ростелеком» назначили ответственным, иллюзий на его счет нет. Но ведь разработка и объявление конкурса на работы такого масштаба — целая морока. Надо разработать требования к нему, согласовать со всеми заинтересованными ведомствами и, главное, эффективно контролировать. Проще — дать «Ростелекому» огромные бюджетные деньги без конкурса.
Хотя нельзя сказать, что все стоит на месте. Минкомсвязи подготовил программу, которая не очень удачно названа ДЦП (долгосрочная целевая программа) «Информационное общество». По некоторым данным, предлагается потратить 950 миллиардов рублей за 8 лет. Это больше, кстати, чем выделяется на всю российскую «беду» № 1 — дороги. Как будут распоряжаться этим деньгами? Как и положено по закону: объявят конкурсы, оговорив, конечно, и специальные условия участия, например, квалификацию исполнителя и многое другое, что позволяет отбирать того, кого захочешь: надо тебе — признаешь квалификацию, не надо — не признаешь. Уже сейчас опрошенные «Новой» эксперты IT-компаний в России утверждают, что пускать их на этот рынок никто не будет: «Это в строительстве есть стандарты, определяющие предельную стоимость при выполнении определенных работ. А в расценках на строительство ведомственных сайтов такого нет — цены с рыночными расходятся очень».
В середине закончившегося десятилетия в России насчитывалось 18 различных ведомственных баз данных, только имеющих отношение к вопросу персонального учета населения и все-таки не обеспечивающих полного охвата информации о населении. Базы не совпадают, не совместимы по формату — даже в рамках одного ведомства нередко базы не стыкуются. Отсюда и проблемы по общению государства с гражданами в режиме online. И эти проблемы будут «мучить» российских реформаторов в области «электронного правительства» до тех пор, пока они не поймут, что дело в государственных интересах и в интересах граждан, а не в грамотном и своевременном расходовании бюджетных средств и бодрых отчетах о проделанной работе.
Комментарии