Ванкувер-2010: Дорога смерти

На модерации Отложенный

XXI Зимние Олимпийские игры закончились, оставив нам, вместо ощущения праздника, чувство глубокого разочарования и одновременно радости – от того, что "10 минут позора" прошли, и Бог с ним, с королевским титулом. Реальность в том, что Олимпиада в Ванкувере - действительно самое яркое спортивное событие двух лет, и неудачи России не испортили впечатления о нём у подавляющей массы зрителей. В течение месяца я буду говорить именно об этом многогранном впечатлении, хотя знаю заранее, что не смогу быть объективным и не удержусь от оценки событий, главными героями которых были наши с вами соотечественники.

Гибель грузинского саночника Нодара Кумариташвили в первый день Олимпиады в Ванкувере, ещё до её открытия, потрясла весь мир – страшные кадры увидели миллионы зрителей. Случилось так, что вторые Игры подряд главный спортивный праздник начался с трагедии, и пусть волею судьбы связаны эти события с одной и той же страной: едва ли сейчас это имеет значение. Важно то, что гибель Нодара – далеко не единственный эксцесс XXI Олимпиады.

Безусловно, профессиональный спорт не только влёчет неблагоприятные последствия для здоровья атлета, но часто несёт сиюминутную опасность для его жизни. Причиной трагических событий может стать ошибка спортсмена – такие случаи легко всплывут в памяти каждого, кто интересуется спортом. Нередко усугубляет финал ужасающее стечение обстоятельств: если уж простых граждан, к сожалению, не обходят несчастные случаи, что говорить о людях, профессия которых сопряжена с высокой степенью риска (а ведь это не только шахтёры, строители и военные, но и спортсмены)? Всё вышесказанное не вызывает никаких сомнений, но, как говорится, есть нюанс.

Данная аргументация чрезвычайно выгодна организаторам соревнований: таким образом происходит смещение акцента с условий их проведения на специфику спорта в целом и его вида в частности. Вроде того, что сами виноваты – знали, на что шли.

Увы, принять на себя ответственность за трагедию очень непросто: что там говорить о профессиональной репутации, если речь может идти об уголовном деле? Действительность такова, что санно–бобслейная трасса в Уистлере ещё до начала стартов признавалась специалистами очень опасной. Легендарный российский саночник Альберт Демченко, в частности, отмечал сложность трассы и высокую скорость гонщика на последних виражах. После гибели Нодара стали много говорить об ошибках проектировщиков, хотя навряд ли у нас нет оснований думать, что в угоду зрителям максимальная скорость не могла быть сознательно увеличена.

Но всё же, отдаляясь от "теории заговора", обратим внимание на очевидные вещи. Тело грузинского саночника, словно тряпичную куклу, обернуло вокруг двух бетонных столбов, ни о каких заграждениях в том месте не было и речи. Возможно, так вираж лучше видно камере – в таком случае цель достигнута, мы увидели всё, и в подробностях. Затем, много говорилось о защитных тентах, которые сохраняли трассу от тёплого ванкуверского солнца. В перерывах между прокатами тентами обычно закрывают жёлоб, в то время как сами заезды должны проходить на "открытом воздухе". Прокат на "закрытой" трассе попросту дезориентировал грузинского спортсмена, который, как и положено, тренировался при открытых тентах. По совокупности, все эти обстоятельства повлекли летальный исход.

От того, что Нодару недоставало опыта, конечно, нельзя абстрагироваться.

Но нельзя забывать, что великий Армин Цогеллер, вечный конкурент Демченко, также вылетел с трассы в Уистлере в одном из тренировочных заездов. Четвёртое место Альберта, на медаль которого мы рассчитывали, а также "почти что бронза" Татьяны Ивановой, о которой мы мечтали, – это последствия перенесения старта вниз по трассе в целях безопасности, и, слава Богу, самые для них и для нас неблагоприятные.

Оказал влияние злополучный снаряд и на соревнования бобслеистов. Первые два швейцарских экипажа ещё до начала стартов "двоек" потерпели крушения, причём в обоих случаях спортсмены получили травмы. Основной канадский экипаж перевернулся на "родной" трассе уже в официальных попытках. Постигла неудача российский экипаж Александра Зубкова на соревнованиях "четвёрок" – экипаж не скрывал своей досады, прочность жёлоба Моисеев "проверил" своим шлемом. Но есть мнение, что техническая неполадка на менее быстрой трассе не привела бы к аварии. И мы не остались бы без очередной "гарантированной" медали...

Теперь к другим соревнованиям. Героем XXI Зимней Олимпиады заслуженно считают Петру Майдич, словенскую лыжницу, завоевавшую "бронзу" в спринте. За несколько часов до решающего старта Петра получила серьёзную травму, вылетев на повороте с лыжной трассы в овраг. Стоит отдать должное мужеству спортсменки, сумевшей с четырьмя сломанными рёбрами взять медаль, но разве хоть на секунду можно усомниться в справедливости её претензий к МОК? На том повороте напрочь отсутствовали какие-либо защитные ограждения, и квалификация могла бы закончиться печально, если бы Майдич упала на камни,– а это всего лишь на несколько сантиметров в сторону.

На соревнованиях по сноуборду получила травму японская спортсменка Юка Фудзимори – организаторы решили не переносить старт, несмотря на сильный ветер. Подтаявшая трасса стала причиной серьёзной травмы шведа Патрика Хербина во время соревнований по скоростному спуску. Олимпийская чемпионка Линдси Вонн вылетела с трассы, сломав палец и свои надежды на медаль в гигантском слаломе. Виной тому опять погода, хотя только ли?

Боюсь, это не все эксцессы Ванкувера. Не спорю, идеальная организация столь масштабного праздника невозможна. Но одна из важнейших задач принимающей стороны  как раз состоит в том, чтобы безупречно решать возникающие в ходе соревнований проблемы. Сталкиваясь с серьёзными трудностями, велик соблазн уйти в тень, спрятать голову в песок. Увы, так у нас проявляется инстинкт самосохранения. Но мы тем и отличаемся от братьев наших меньших, что умеем признавать свои ошибки и делать правильные выводы. Только очень неохотно этим навыком пользуемся. Сколько времени потрачено на расследование по инциденту в Кёнигзее, в результате которого российская бобслеистка Ирина Скворцова получила тяжёлые травмы? Судья, выпустивший на трассу два боба одновременно, до последнего отказывался признать свою вину. Каковы перспективы иска Петры Майдич к организаторам Олимпийских игр в Ванкувере? Боюсь, не самые оптимистичные.

Через четыре года принимать соревнования будет Россия. Для нас, поставивших себе цель на самом высоком уровне организовать Олимпиаду, достаточно пищи для размышлений. Гораздо более важным и более престижным достижением, чем повторение канадского медального спурта, стала бы безопасность олимпийских стартов.