В подготовке к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной появился весьма неожиданный сюжет. Впервые этот праздник стал поводом для политического скандала. Мэр Москвы Юрий Лужков собрался разместить в городе десять стендов размером один на полтора метра с изображением Иосифа Сталина. Правозащитники, естественно, взбунтовались, пообещали рядом с "вредными" плакатами развешивать свои - с разоблачением "культа личности". И пошло-поехало.
На заседании правительства Москвы Юрий Михайлович сообщил, что пиетет перед прошлым заставляет столичного градоначальника "не вычеркивать тех, кто руководил государством, из истории, а представлять в той пропорции, которая показывает их роль в войне". С помощью какой формулы в столичной мэрии установили пропорции сталинского вклада в Победу, осталось тайной. Историки на эту тему спорят до сих пор. И, надо признать, многие из них считают сталинский вклад сугубо негативным. Но дело, впрочем, не в исторических фактах.
До сих пор 9 Мая был единственным в России праздником, априори объединяющим нацию. Определенную роль в этом сыграло, кстати, то обстоятельство, что даже в советское время, несмотря на просталинские взгляды некоторых членов Политбюро, никому не приходило в голову развешивать портреты вождя не то что в столице, но даже в провинциальной глухомани.
Юрий Лужков решил прислушаться к vox populi. Народ говорит: "Сталина на вас нет!" Московская власть отвечает: "Да вот же он!"
Эффективен ли этот метод в плане политического пиара - большой вопрос. Антисталинистов у нас вряд ли меньше, чем поклонников вождя. В итоге святой для нас День Победы грозит перерасти в день ненависти, когда сторонники "отца народов" и его противники сойдутся в рукопашной подле какого-нибудь из его портретов. Мы уже обожглись на Дне народного единства с его "русскими маршами" и мордобоями.
Примечательно, что страсть московских властей к "исторической правде" начала крепнуть после того, как негативную оценку роли Сталина дал Дмитрий Медведев. Президент также встал на защиту обитателей поселка "Речник". Именно тогда в коридорах власти заговорили о том, что позиции мэра сильно пошатнулись. И теперь идея с портретами "вождя народов" многими воспринимается уже не как забота о ветеранах, а как завуалированное предупреждение Кремлю. Мол, либо спокойная столица под руководством Юрия Лужкова, либо Кремль один на один с Иосифом Сталиным.
Комментарии