Был ли Остап Бендер "сыном юриста"?
На модерации
Отложенный
После долгих 70 лет напряжённого строительства коммунизма в отдельно взятой стране, происходившего под девизом "Интернационала": " Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем!", на славу удался только первый этап. Старый мир действительно был разрушен до основанья, кто был всем, стал ничем и поиски своих предков и корней стали занятием небезопасным. Вспомним хотя бы историю мелкого служащего ЗАГСа, бывшего предводителя дворянства Кисы - Ипполита Матвеевича Воробьянинова и его страх перед мошенником Остапом Бендером, шантажировавшим его этим обстоятельством.
Сегодня маятник истории качнулся в обратную сторону, и в России опять модно стало искать свои национальные корни.
Член КПСС с 1950 г. Сергей Михалков, автор "Гаврилиады" сталинского, брежневского и путинского гимнов СССР и России и знаменитого изречения: "Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст!", вдруг вспомнил, что его предки были очень знатного дворянского рода при царском дворе, появились дворянские собрания в Москве и Санкт-Петербурге, новые нувориши платят большие деньги за приличную родословную. С лёгкой руки Владимира Вольфовича Жириновского вошло в обиход новое понятие "сын юриста", означающее завуалированную принадлежность к богом избранному народу.
Истинно российским изобретением стал новый способ спасения Отечества путём поиска нет, не своих корней, а корней иноверцев, выводя их на чистую воду.
Появились лица кавказской национальности, по которым норовят ударить лица коренной национальности, и это им довольно часто удаётся.
Патриоты учинили тотальный поиск и разоблачение явных и скрытых врагов Отечества исключительно по национальному признаку под лозунгом: "Если в кране нет воды, значит, выпили... сами понимаете кто!"
Я тоже решил включиться в этот увлекательный процесс разоблачения и выбрал себе жертву не простую, а очень даже именитую: великого комбинатора, героя романов Ильфа и Петрова.
Непосредственным поводом для рассуждений на эту не очень серьёзную тему послужила книга известного "друга" всех евреев, академика Игоря Рафаиловича Шафаревича "Трёхтысячелетняя загадка", которую я время от времени перечитываю и испытываю при этом почти мазохическое удовольствие от маниакального стремления автора демонизировать еврейство, как носителя глобального зла.
В этот раз я натолкнулся на рассуждения уважаемого Игоря Рафаиловича о любимых мною (и не только мною) книгах Ильфа и Петрова. Вот что думает академик Шафаревич по этому поводу: "...книги Ильфа и Петрова, приобретшие такую громадную популярность, были далеко не безобидным юмором. Говоря коммунистическим языком, они "выполняли социальный заказ", а по более современной терминологии " дегуманизировали" представителей чуждых, "старых" слоёв общества: дворян (бывший предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов, прим. авт.), бывших офицеров (бывший кирилловец, а ныне слесарь - интеллигент Виктор Михайлович Полесов, прим. авт.), священников (отец Фёдор, прим. авт.)".
У меня созрела мысль продолжить логику тов. Шафаревича и развить эту тему дальше, доведя её до очевидного абсурда. И вот что у меня получилось.
В архиве отца я нашёл потрясающую анкету, которую он заполнял при поступлении на работу в 1954 г. Вот лишь самые главные вопросы из этой анкеты:
- Ваша национальность?
- Были колебания в проведении линии КПСС, участвовали в оппозициях, в антипартийных группировках, когда, где и в каких?
- Состояли ли в других партиях, в каких именно, с какого и по какое время, где?
- Лишались ли Вы или Ваши ближайшие родственники права голоса, когда и за что?
- Имеются ли родственники за границей, где, с какого времени, кто (ФИО и степень родства), чем занимаются, имеете ли Вы с ними связь?
- Имеете ли Вы родственников или знакомых в иностранных посольствах или среди иноподданных? Укажите их фамилии, имена и отчества, год и место рождения.
- Служили ли Вы или Ваши ближайшие родственники в белой армии, в каких частях, где и когда, последний чин и должность?
- Фамилия, имя и отчество год и место рождения, национальность, партийность жены (мужа), Ваших родителей и родителей жены (мужа), владели ли недвижимым имуществом, каким и где? - Чем занимались до революции? Чем занимаются в настоящее время?
Поражает интерес власти к происхождению человека его родственникам к его взглядам и отношению к компартии. А эти сакраментальные вопросы о дореволюционном прошлом, белых армиях и недвижимом имуществе и конечно же, как классика, о национальности самого будущего зэка, его супруги и всех его ближайших родственников?
Положительный ответ хотя бы на один из этих вопросов стоил человеку карьеры, а то и жизни. И это уже в 1954 году, после смерти тов. Сталина и расстрела английского шпиона тов. Лаврентия Берии. Можно себе представить, какие анкеты мой отец заполнял в 30-е годы!
Вернёмся, однако, к нашему герою, тов. Бендеру, как его называла мадам Грицацуева.
Авторы романов "Двенадцать стульев" и "Золотой телёнок" стыдливо ушли от ответа на прямой вопрос о национальности главного героя. Хотя Бендер не любил ксендзов, отрицательно относился к раввинам, далай-ламам, попам, муэдзинам, шаманам и прочим служителям культа и не верил в Бога, его этническая принадлежность до сих пор не была достоверно установлена. Ведь жулик, аферист, плут это еще не национальность, хотя, (только строго между нами!) как говорят сыщики, улики налицо. Полное имя великого комбинатора: Остап - Сулейман - Берта - Мария - Бендер - бей неопровержимо свидетельствует о полнейшей непричастности этого знаменитого жулика к коренной национальности.
Поскольку лицо некоренной национальности - Остап Бендер посредством рэкета и шантажа пытался отнять честно заработанный миллион у лица абсолютно коренной национальности гражданина Александра Ивановича Корейко, то я посчитал своим патриотическим долгом выяснить, не подмешивал ли Остап в мацу кровь невинно убиенных христианских младенцев. И это мне удалось!
Начал я, как водится, с анализа анкеты отдела кадров.
Авторы знаменитых романов о великом комбинаторе подобных анкет, заполненных железной рукой командора, к великому сожалению, не приводят, хотя сам факт наличия таких анкет не подлежит сомнению, поскольку никто тогда не мог ускользнуть от всевидящего ока компетентных органов.
Я попытался составить такую гипотетическую анкету, взяв за основу форму анкеты отца и имеющиеся в романах неполные и отрывочные данные о нашем герое. И вот что у меня получилось:
- ФИО: Остап Ибрагимович Бендер - Задунайский, он же Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей;
- Мать: графиня, жившая нетрудовыми доходами;
- Отец: турецко-подданый, не оставивший своему сыну ни малейшего наследства;
- Звание и профессия: гроссмейстер (большой мастер), теплотехник и истребитель, переквалифицировавшийся впоследствии в управдомы, о чём свидетельствует памятная доска на доме № 47 по Екатерининской улице в Одессе, где он работал в этой должности с 31 марта 1931г. по 1 апреля 1932 г.;
- Образование: частная гимназия Илиади;
- Место рождения: прямо не указано, но авторы не оставляют никакого сомнения, что командор родился в Одессе и получил фамилию свою от владельца мясной лавки Бендера, находившейся на Малой Арнаутской улице по соседству с домом Ильфа. Более того, Валентин Катаев указал даже реальный прототип великого комбинатора, некоего Остапа Беньяминовича Шора, учившегося в той же одесской мужской гимназии Илиади, что и сам Остап Ибрагимович.
- Родственники за границей: двоюродная сестра замужем, приславшая ему из Парижа шёлковый платок в заказном письме.
- Недвижимое имущество: собственная мясохладобойня в Самаре.
- Cудимость: Cидел по пустяковому делу в Таганской тюрьме в 1922 году
- Состояли ли в других партиях: беспартийный монархист, слуга царю, отец солдатам.
А теперь немного истории. Потребность в быстрой колонизации вновь завоёванных у Турции обширных земель Причерноморья вынудила Петербург привлечь для этого население из западных, юго-западных и внутренних губерний и иностранных поселенцев: сербов, греков, болгар, албанцев, немцев, молдаван и, конечно же, евреев из Турции, владевшей тогда Палестиной, Австро-Венгрии, владевшей Галицией, и Румынии, владевшей Буковиной. Эти евреи, не имевшие российского подданства, так и именовались: турецко-подданые, австрийско-подданые, румынско-подданные.
Быстро развивающаяся Одесса как магнитом притягивала к себе искателей счастья, среди которых были не только купцы, но и авантюристы всех мастей и национальностей.
Работая в Одесском архиве с раввинатскими книгами конца XIX века, я обнаружил в них интересные записи о родившихся в Одессе евреях, в которых имелись также данные о родителях новорожденных.
Вот запись N 597 в раввинатской книге г. Одессы за 1879 г. о родившихся евреях: 18 мая - по христианскому и 8 сивана - по иудейскому календарю у турецко-подданого Аарона Моше и его жены Фейги родился мальчик Яков. Обряд обрезания совершил раввин Волкис:
А теперь давайте вспомним, что известно о родителях великого комбинатора. Известно, что мать его была графиней и жила нетрудовыми доходами. Отец - турецко-подданый. Родом Остап Ибрагимович был из Одессы. Несомненно, что один из этих турецко-подданых одесских евреев был папашей великого комбинатора, о чём последний неоднократно с гордостью говорил.
Остап Ибрагимович не единственный представитель одесских турецко-подданых, получивший широкую известность. Другой турецко-подданый Нафтулий Френкель, родившийся в Константинополе и начавший свою головокружительную карьеру также в Одессе, является соавтором советской системы исправительно-трудовых лагерей и кавалером ордена Ленина, полученным за успешную реализацию этой плодотворной идеи. Вторым соавтором является, видимо, грузинско-подданый - некто тов. Сталин, который после беседы с тогда ещё зэком Нафтулием тет-а-тет в 1929 г. назначил его начальником сначала строительства Беломорканала, а затем и БАМлага.
Если мои аргументы покажутся кому-либо из читателей не вполне убедительными, то у меня есть ещё один, совершенно убойный козырь: памятник Остапу Бендеру, установленный в самой Жмеринке. После изучения медального профиля великого комбинатора, его орлиного носа и бородки вам не останется ничего другого, как согласиться со мной в том, что кому - попало в Жмеринке памятники не ставят.
Конечно, нос - это ещё не пятая графа в паспорте, тут могут быть отдельные недоразумения. И у лиц арийского происхождения, особенно у именитых антисемитов, иногда совершенно оскорбительным образом появляются такие носы, что и евреям не снились. Вот Николай Васильевич Гоголь, например. Он так мучился со своим носом, предательски свидетельствующим о некоторых тёмных местах в его родословной, что даже повесть написал, в которой выдал свою сокровенную мечту - избавиться от своего носа. Там нос живёт вполне самостоятельной жизнью отдельно от владельца, не пороча его перед порядочными людьми.
Или вот ещё один гений - композитор Рихард Вагнер, у которого длина носа и его рост были вполне соизмеримыми величинами. В 1941 г. коменданту здания венской оперы дали указание сбросить с крыши театра бюст еврея Мендельсона-Бартольди. Комендант понятия не имел, как выглядит знаменитый автор "Свадебного марша". Он сориентировался по носу, и сбросил с крыши Рихарда Вагнера - любимого композитора Гитлера. Коменданта отправили на Восточный фронт, где он и сгинул.
Так что один нос - это ещё не сто процентов, но нос в Одессе и Жмеринке - это уже точно приговор.
Благодаря моим усилиям, теперь можно считать научно доказанным, что не один Владимир Вольфович Жириновский имел папу - юриста. Вот и Остап Бендер, заполняя анкету в отделе кадров, на вопрос о национальности, с лёгким сердцем мог бы только ответить: "Да", в том смысле, что он сын не простого юриста, а юриста турецко-подданного. Не чета Владимиру Вольфовичу!
Комментарии