Голубь женщин, или как мы ходили на выставку Пикассо
На модерации
Отложенный
На выставку Пабло Пикассо в ГМИИ имени Пушкина мы пошли отрядом из пяти женщин. Мужчины почему-то отказались. После часовой очереди у одной из наших подкосились ноги, и она упала на рекламный щит с Пикассо — художник всегда имел особое влияние на женщин
Гусева в царстве кубизма растерялась.
— Где можно взять такую говорящую трубку? — волновалась она, пока седой мужчина объяснял своей спутнице картину «Мужчина с гитарой».
— Он трансформирует предметы в область бессознательного. Не надо всматриваться! — быстро пресек он попытку своей подруги приблизиться к холсту. — Это проявление человеческого духа.
— Но я хочу понять, где нос.
— Не надо! Надо отойти и абстрагироваться. Как музыку мы слушаем без конкретики, так и здесь. Когда отойдешь от всего этого, понимаешь.
Женщина отошла на два метра и даже сняла очки. Выражение лица у нее стало расслабленным.
— А я вижу!
— Молодец, — одобрил ее мужчина. — А то ведь немногие видят.
К нему с надеждой на лице проворно подшуршала сухонькая старушка. Она спросила:
— А это тоже кубизм? Вы не подскажете, где здесь гитара?
— Отойдите и абстрагируйтесь! — приказал мужчина. — Только так!
Старушка отошла, но было видно, что гитара по-прежнему тонула в художественной неизвестности. Рядом группа посетителей изучала «Мужчину с мандолиной»: искали мандолину.
Наконец появилась Гусева с аудиогидом возле уха. Теперь она выглядела уверенно.
— Это синтетический кубизм, — сообщила мне она. — В картине «Сакре-Кер» мы наблюдаем скрупулезный анализ формы и искажение городского пейзажа.
Мы подошли к негритянской скульптуре.
— Ага, африканский период. — В голосе Гусевой появилась надменность экскурсовода. — Освобождение от академических форм.
Возле кубического полотна «Я люблю Еву» покачивалась от нежности влюбленная парочка. «Видишь, как люди в любви признаются», — отстраняясь, сказала вдруг с укором девушка. Юноша виновато пожал плечами.
Мимо прошли двое, озабоченные периодизацией: «Лучше всего, разумеется, розовый период».
Я подумала, что художник был не дурак, разбив свое творчество на периоды. В этом и гений, и удобство Пикассо: каждый может найти что-то по своему вкусу. Не розовый, так голубой период; не сезанновский кубизм, так аналитический. В свое время критики ужасно ругали его за резкое изменение манеры. Но Пикассо считал, что для решения новой художественной задачи нужны новые формы. Он по-детски подходил к искусству: всякий раз начинал с нуля.
Гусева поясняла нам смысл какой-то проволочной конструкции, транслируя знание из своего «домофона»:
— Овалы и прямоугольники распластываются и принимают антропоморфные формы. Это фигура Аполлинера.
Надо сказать, Аполлинера я узнала не сразу. Вообще тут многие чего-то не узнавали.
— Мне все ясно: это поросенок, — сказал мужчина в адрес «Обнаженной в саду».
Гусева ткнула во что-то вроде желтого стула:
— Это портрет Мари-Терез Вальтер. Она повлияла на Пикассо сильнее всех…
Тут уже «домофон» врал. Есть знаменитая цитата Пикассо, где он говорит, что существуют два типа женщин: богини и половички. Первые с ним довольно быстро превращались во вторых. И искусствоведы могли бы разделить все его творчество по женщинам: период Евы, период Хохловой, период Доры Маар, период Франсуазы Жило. Все эти истории — уже легенды: женщины Пикассо были молоды, красивы, одни фанатично поклонялись ему, другие уходили от него с детьми. Две из них после смерти буйного гения покончили с собой.
В финале выставки демонстрировали видео, где Пикассо рисовал на стекле голубя мира.
У колонн стояли женщины. Много женщин. С сумочками, очками без дужек, шарфиками, беременные, старушки и совсем юные, стояла Гусева с «домофоном». Приподняв брови, вытянув губы, рассеянно улыбаясь, с нежностью, трепетом и умилением следили они за тем, как Пикассо рисовал голубей, цветы, быков и женщин. Он и сейчас мог бы превратить их и в богинь, и в половички.
Но вообще-то мы, женщины, теперь в безопасности. И можем рассуждать о том, что розовый период все-таки лучше, чем голубой.
Комментарии
Согласен полностью с о. Сергием (Булгаковым) и с многими, кто иже с ним.
И еще: мы им, во Францию, - "Святую Русь" (выставку), они нам - Труп красоты... Совсем Европа сдурела!
А может НАШИ от искусствоведчиские гуру знали, что делали соглашаясь на Пикассо? Везут же к нам пропитанные хлором куриные ножки и протухшую буйволятину, и ГМО-картофель, выращенный в Европе для производства бумаги.
P.S. Прошу извинить за проф-жаргонизмы, но что поделать, если медицинская терминология близка!
Очень верный диагноз, хотя я и не врач.
Удивляет другое. Люди на морозе , в очереди по нескольку часов...
Истосковались по высокому искусству?
Европа вымирает или ОНИ для нас приготовили такое "искуство"? А для внутреннего употребления у них что-то свое?
По Эху Москвы прозвучало, что в США любительница искусства изваяла из снега Венеру. Так вот суд признал это "ваяние" развратом и постановил одеть Венеру в купальник. Полиция пришла проверить выполнение решения суда. Забавно. Т.е. для жителей России по требованию идеологов толерантности по всем каналам- разврат и мордобой, а для США - оплота демократии, свободы , толерантности , для внутреннего употребления- Венера в купальнике... Вот Вам , уважаемы , Россияне, и Юрьев день.
Держут нас поборники толерантности за этаких придурков, людей третьего сорта. И спроваживают нам этих пикассо и пр.