«Живой щит» из депутатов для ЛУКОЙЛа
На модерации
Отложенный
В Госдуме заступились за вице-президента компании, машиной которого убило двух женщин
После печальных событий на дорогах столицы начальник московской ГИБДД генерал-майор Сергей Казанцев в сопровождении свиты генералов и полковников прибыл вчера в Госдуму. Все вопросы по ДТП на Ленинском проспекте он адресовал следствию, а в истории с “живым щитом” на МКАД в очередной раз повинился.
Сначала разговор зашел о ДТП с участием машины вице-президента ЛУКОЙЛа. По словам генерала, его подчиненные сработали на месте происшествия сверхоперативно и грамотно: информация об аварии поступила в 8.00, а наряд ДПС прибыл уже в 8.02, он и вызвал в 8.20 оперативно-следственную группу. Но всех интересующий вопрос о том, сколько видеокамер снимали происходившее на этом участке дороги и удалось ли хоть одной из них запечатлеть момент происшествия, остался без ответа.
На месте ДТП их было 3, но лишь одна зафиксировала момент, предшествующий аварии (“картинку” с этой камеры, уже известную всем любопытствующим, продемонстрировали и депутатам). “Больше видеокамер, которые использует ГИБДД, здесь нет”, — подвел итог генерал-майор. Кстати, тех граждан, которые ежедневно с 7.30 до 8.30 проезжают по злополучному участку Ленинского проспекта, сейчас выявляют, используя данные как раз с тех самых видеокамер: “Возможно, таким образом мы найдем еще свидетелей и очевидцев”, — объяснил г-н Казанцев. Он также рассказал, что обычно он сам посещает места аварий с тяжкими последствиями, но так получилось, что в тот день и примерно в то же время произошло крупное ДТП в Измайлове, и генерал находился там.
Выступавший следом адвокат пострадавших в ДТП на Ленинском Игорь Трунов сразу заявил, что не все сказанное Казанцевым правда. По его мнению, подчиненные г-на Казанцева сработали плохо: доказательства должным образом не закрепили, в частности не зафиксировали следы шин, а это повлияет на результаты предстоящей экспертизы. Г-н Трунов продолжает утверждать, что кроме камер ГИБДД место аварии снимали камеры ФСО и коммерческих структур, общим числом около 15, и соответствующее ходатайство о предоставлении информации во все эти государственные и частные структуры уже направлено.
Депутатов интересовала история с номерами на машине вице-президента ЛУКОЙЛа: действительно ли это были номера спецслужб и действительно ли они сразу после аварии были сняты с автомобиля. Генерал-майор сообщил, что эти номерные знаки были закреплены за ЛУКОЙЛом с 1998 года, с тех пор с ними ездили несколько разных машин. “Я тогда еще не был начальником управления”, — предусмотрительно оговорился он. Генерал признал, что сам видел по ТВ съемки с места происшествия, где машина нефтяной компании стоит без номеров — “водитель их снял после фиксации ДТП”.
Тут в разговор включился сенатор Владимир Федоров, бывший начальник ГИБДД страны: “Серия номеров СС, — объяснил он, — никогда не была закреплена за оперативными службами”. И никакого запрета на передачу номера от одного автомобиля другому по ходатайству владельца в законе нет. С другой стороны, признал г-н Федоров, необходимо проводить занятия с сотрудниками ГИБДД — они должны знать, что можно говорить прессе, а что — нет (имея в виду первые комментарии о том, что виновата водительница “Ситроена”). Но кое-что, по мнению г-на Федорова, в законах поправить надо. В частности, хорошо бы юридически определить понятие “разделительная полоса”. Депутат Шишкарев тут же напомнил, что его комитет приступает к рассмотрению законопроекта, внесенного недавно группой депутатов, — о том, чтобы все правила дорожного движения в России утверждались не постановлением правительства, а законом.
Затем г-н Казанцев рассказал о случае использования автомобилей граждан и самих граждан в качестве “живого щита” при задержании преступников. Никаких оправданий действиям своих подчиненных в этой ситуации он не нашел. Преступники, по его словам, ехали на мощной “Ауди”, а милиция пока не может позволить себе столь скоростных машин. К тому же те, кого столь экзотическим способом задерживали подчиненные г-на Казанцева, были “по информации из криминальных структур, беспредельщиками”. Больше всего возмущает генерал-майора тот факт, что он узнал о происшедшем 5 марта лишь 9-го утром, хотя был на работе и 5-го, и 6-го, и 7-го. Не доложили… Вот если бы доложили вовремя, грамоты пострадавшим были бы вручены на несколько дней раньше…
Депутаты спрашивали, есть ли у милиции технические средства для задержания преступников в подобных ситуациях. Есть, признал г-н Казанцев. “Еж” и “Диана”. Но по правилам “еж” должен устанавливаться примерно за минуту, но 5 марта “за минуту не успели”. Зато успели устроить заграждение из проезжавших автомобилей… “Часто ли проводятся учения с личным составом по отработке практических навыков по задержанию преступников?” — спросили депутаты. “Ежемесячно”, — отрапортовал генерал-майор. Почему же не перегородили дорогу грузовым автомобилем? “В 5 утра найти большегрузную фуру сложно”, — был ответ.
Между тем операция столичной ГИБДД по поимке тех самых воров-борсеточников, из-за которых 5 марта на МКАДе бравые гаишники устроили “живой щит”, закончилась пшиком. То есть, с одной стороны, рапортовать есть о чем — некие ловцы дамских сумочек в среду вечером были схвачены. Но с другой — как стало известно “МК”, задержанные кавказцы не имели никакого отношения к “тем самым” борсеточникам.
10 марта около 16.00 на 94-м километре МКАД, в районе пересечения кольцевой с Ярославским шоссе, инспектора ГИБДД в рамках операции “Борсетка” попытались остановить подозрительную иномарку.
Госномера на “Вольво-S60” на самом деле принадлежали “БМВ-Х5” и были свинчены с панели авто тем же утром на Беловежской улице. Кстати, фрагмент номера был схож с комбинацией на номере “Ауди”, благополучно удравшей от гаишников 5 марта, в день “живого щита”.
Впрочем, как метко выразился позже один из оперативников, “эти номера на “Вольво” были похожи на номера “Ауди” только арабскими цифрами и русскими буквами”.
Как бы то ни было, инспектора бросились в погоню, которая, однако, длилась совсем недолго. Машину злоумышленников занесло на скользкой дороге, и она врезалась в ограждение на обочине. Из салона “Вольво” вытащили 33-летнего уроженца Цхинвала Тарбаева и 24-летнего жителя грузинского города Поти по фамилии Бугуташвили. В кармане у Тарбаева опера обнаружили два пакетика с героином общим весом 3 грамма, в багажнике иномарки несколько фальшивых номеров, а на заднем сиденье дамскую сумочку. На вопрос, откуда у них машина, горячие кавказские парни ответили: “Друг дал покататься”. Приятеля кавказцев сейчас ищут оперативники, а инспектора тем временем отрапортовали о задержании тех самых борсеточников, из-за которых и устроили столь памятный заслон из легковушек.
Кстати, с обнаруженной в салоне “Вольво” сумочкой произошла запутанная история. По одной из версий, милиционеры сначала нашли в “Вольво” ридикюль из дешевого кожзаменителя с документами на имя некой жительницы подмосковного города Люберцы. И только потом стражи порядка сообщили о находке, а дама написала задним числом заявление в милицию о том, что какие-то молодцы разбили стекло в ее машине и стащили ридикюль. Получается, что потерпевшая узнала о том, что ее обокрали, уже после того, как стражи порядка задержали злодеев.
Не менее запутанная история случилась и с первой потерпевшей от борсеточников. Напомним, что головокружительная погоня на МКАД 5 марта началась с того, что некая дама на “Хонде” сообщила в милицию, что мужчина-кавказец разбил окно ее легковушки и стащил из салона сумочку. Позже в СМИ появилась информация, что эта дама была на самом деле сотрудницей ОВД по району Гольяново, участвовала в операции “Борсетки” в качестве подсадной утки и специально оставила на видном месте в салоне сумку. На профессиональном языке сыщиков это называется “оперативный эксперимент”. Между тем, пресс-секретарь УВД ВАО Татьяна Петрова опровергла «МК» эту информацию.
КАК ЛОВЯТ БОРСЕТОЧНИКОВ
Как бы ни ругали милиционеров и гаишников, главку удалось разработать слаженный механизм борьбы с борсеточниками. Упрямая статистика говорит о том, что в ходе спецоперации раскрывается порядка 30% подобных преступлений на месте событий, а еще 30% — в ходе дальнейшей оперативной работы (пробивка тачек гангстеров, изучение записей с камер видеонаблюдения).
— На разводах перед операцией “Борсетка” дежурные уже в открытую говорят: мол, инициативу во время преследования машинпреступников проявлять не стоит, — поделился с “МК” один из оперативников. — “Барсики” (так сыщики в своем кругу именуют своих подопечных) — народ лихой, во время облавы по 5—6 машин протаранят, пробивая себе дорогу на свободу, а сколько наших ребят сбили при задержании без всяких барьеров. В криминальной среде уже все знают, что им будет проще “работать”: у “ментов” теперь руки связаны. Любая царапина, причиненная преступниками в погоне третьим лицам, обернется служебным расследованием...
Целью операции “Борсетка” в первую очередь является отпугивание преступников из излюбленных ими мест, удобных для совершения преступлений, — это крупные торговые комплексы, обменники и бензоколонки. В мероприятии задействованы оперативники, гаишники, участковые и патрульно-постовая служба. Те, кто работает в форме, проверяют документы у водителей и пассажиров подозрительных иномарок (особое внимание милиционеров приковано к автомобилям с мощными двигателями — “Ауди”, “Мерседесы” и “БМВ”). Все участники операции вооружены радиостанциями, по которым слышны переговоры их коллег, что позволяет милиционерам ориентироваться в происходящем, так сказать, онлайн. Участковые и патрульные, обнаружив подозрительную компанию “за рулем”, передают информацию операм, которые работают в связке с гаишниками (на одного сыщика приходится по одному экипажу ДПС). Сыскари, в свою очередь, ведут потенциальных разбойников негласно. В случае “рывка” такая схема работы в большинстве случаев позволяет задержать бандитов.
Но даже если в милиции лукавят насчет ловли на живца, никто из оперативников не признается в организации подобного рода “оперативного эксперимента”. Потому что на языке Уголовного кодекса это называется “умышленное создание условий для совершения преступления”. Все равно что подбросить кошелек под ноги прохожему, а потом обвинить его в краже. Наконец, как сообщил “МК” один из оперативников, ни один из сотрудников милиции, находясь в ясном уме и твердой памяти, не будет рисковать и подставлять свое личное авто под удар молотка, которым борсеточники обычно разбивают стекла, ради сомнительного удовольствия его поймать.
На выступлении в Думе начальник ГИБДД Москвы Сергей Казанцев пообещал наградить автовладельцев, ставших “живым щитом”. На самой церемонии случился конфуз — инициатор скандала Станислав Сутягин отказался от грамоты, заявив, что стал героем вынужденно, а значит, ничего сверхъестественного не совершил.
Комментарии