Цифры «Большого террора» , часть 2
На модерации
Отложенный
В книге «ГУЛАГ» мне встретился документ № 99, с.431.: «Справка о количестве заключенных, содержавшихся в особых лагерях МВД СССР на 1 Января 1951 г». В ней четыре статьи: ГУЛАГ МВД СССР (лагеря Дубравный, Степной, Песчаный, Луговой), ГУЛГМП (лагеря Минеральный, Горный, Речной), Дальстрой МВД СССР (лагерь Береговой) и ГУЛЖДС МВД СССР (лагерь Озерный). 26 февраля 1941 г. Отмечу: четыре равноправных статьи - четыре Главка МВД.
Вот тут-то, кажется, мы приближаемся к разрешению загадки, о которой я думал все последние годы! Сначала я натыкался на обрывочные данные: вот в фильме «В круге первом» одного из героев отправляют из «шарашки» «в распоряжение ГУЛАГа». Значит, до того он был в чьем-то ином распоряжении? Вот в одном из документов нахожу такой текст: «ГУЖДС НКВД СССР было образовано на основании приказа наркомата от 4 января 1940 года. Новый орган создавался на базе Управления железнодорожного строительства ГУЛАГа … Показатели работы его лагерей в сводной отчетности ГУЛАГа за 1939 г. не отражались. (выделено мной – А.)». Затем оказалось, что независимым от ГУЛАГа и даже на начальном этапе вообще независимым от НКВД (подчиняясь непосредственно одному из отделов ЦК ВКП (б) и правительству), было управление «Дальстрой», то есть памятная всем Колыма. А ее, как известно, прошли сотни тысяч заключенных.
Еще. С приходом Берии была объявлена новая структура НКВД СССР (нашел соответствующий документ в Интернете). В ней было перечислено: Руководство НКВД СССР (Нарком внутренних дел - Л.П. Берия, заместители: С.Н. Круглов, В.С. Абакумов, В.В. Чернышев, И.И. Масленников; Б.П. Обручников)… Причем есть примечательный комментарий: «одному В.В. Чернышеву удалось избежать участи своих коллег - заместителей Наркома ВД СССР (все они, как известно, были расстреляны – Л.Л.). До самой смерти 12 сентября 1952 г. В.В. Чернышев работал заместителем Наркома (Министра) внутренних дел СССР и курировал в основном работу лагерных управлений НКВД (МВД) СССР: ГУЛАГ, Главгидрострой, ГУЛЖДС, Главпромстрой и др.» (выделено мной – Л.Л.). Между тем, упомянутый выше ГУЛГМП расшифровывается как управление лагерей горно-металлургической промышленности – той, в составе которой были, например, особо секретные объекты, урановые рудники. Вряд ли их статистика доверялась кому-либо, включая сотрудников того же параллельного главка - ГУЛАГа. Очевидно, что свою статистику вели и другие ведомства. Взять, например, сведения о расстреле польских офицеров по распоряжению Политбюро ЦК КПСС (читай – Сталина) от 5 марта 1940 года. Судя по таблице Земскова, в 1940 году к ВМН было приговорено только 1649 человек. И Земсков… прав: никакого приговора о казни 25 тысяч польских офицеров и представителей интеллигенции и имущих классов не было! И никаких следов об этом в архиве ГУЛАГа не могло быть.
Существовало только секретное постановление Политбюро – совсем в другом архиве (в так наз. «Особой папке»). Да еще, впоследствии, приказ об уничтожении всех дел расстрелянных (о нем говорили, но я не уверен, что кто-нибудь, кроме одного-двух посвященных, видел приказ своими глазами).
В.Земсков везде подчеркивает, что изучал статистику ГУЛАГА, что он был допущен к архиву ГУЛАГа и т.п.. А это, оказывается, только одно из «лагерных управлений»! И вот на основании такой ущербной «статистики» он гневно опровергает данные своих оппонентов, которые никогда не знали засекреченной структуры карательных органов и всегда вели речь об общем числе репрессированных, жертв сталинской диктатуры в целом. Для них ГУЛАГ был символом сталинского террора вообще. Но Земсков должен был знать то, чего они знать не могли: что символ не отражает всю действительность. Значит, намеренно использовал общее заблуждение для дезинформации.
Главный итог всех этих размышлений таков: огромный труд В.Земскова с целью доказать, что репрессии были чем-то несущественным, что они намного «безобиднее», чем считают его оппоненты, – этот труд затрачен зря. Потому что, когда руководитель Коммунистической партии Российской Федерации как раз на основе земсковской статистики осуждает тех, кто напоминает о миллионах жертв сталинского террора, он просто не понимает, что «только 670 тысяч расстрелянных» - это чудовищно много для любой страны, даже такой, как СССР. Те сталинисты, которые, вторя Зюганову, говорят о «так называемых репрессиях», не понимают, что этим они жестоко оскорбляют память прямых и косвенных жертв сталинского террора против собственного народа.
Недавно по телевидению показывали, как в Израиле в День памяти жертв Холокоста люди на улицах, куда бы они ни шли, вдруг застывали, как вкопанные, на минуту молчания. Поразительная картина! Вот бы и у нас завести подобную традицию - в День памяти жертв сталинских репрессий.
Признание
Я не профессиональный историк, я только журналист. И написанное здесь можно назвать, скорее, не научным исследованием, а некоторым журналистским расследованием известных науке фактов. Может быть, в каких-то деталях я и ошибаюсь. Но главное, надеюсь, ясно: статистика Большого террора в исполнении В.Земскова - далеко не истина в последней инстанции.
Автор - 1923 г. рожд., инвалид Великой Отечественной войны, журналист и экономист, переводчик. Автор «Экономико-математического словаря», двух книг по новейшей экономической истории России («Экономика двоевластия» и «Перевал»), а также ряда других работ. Приведенный текст – несколько переработанный отрывок из готовящейся им книги «Диалоги о Сталине и сталинизме».
Комментарии
"Недавно по телевидению показывали, как в Израиле в День памяти жертв Холокоста люди на улицах, куда бы они ни шли, вдруг застывали, как вкопанные, на минуту молчания. Поразительная картина! Вот бы и у нас завести подобную традицию - в День памяти жертв еврейско-НКВДшных репрессий." Согласен.