Ну, по пятьдесят!
На модерации
Отложенный
«Единая Россия» опустила планку своих амбиций до 50%, однако от административного ресурса отказываться не собирается.
В воскресенье 14 марта в России состоятся выборы депутатов в восемь областных парламентов. Они пройдут в Республике Алтай, Ямало-Ненецком автономном округе, Хабаровском крае, Калужской, Курганской, Воронежской, Рязанской и Свердловской областях. Везде примут участие парламентские партии, а в трех регионах еще и «Патриоты России», в двух — «Правое дело». «Яблоку» не удалось преодолеть административное сито регистрации нигде, даже в Калужской и Свердловской областях, где оно имело традиционно неплохие позиции. В единый день голосования изберут также мэров и составы горсоветов многих муниципалитетов.
«Единой России» эти выборы дадутся тяжелее, чем предыдущие. Возможные проблемы партии власти обуславливаются спецификой данных регионов: на предстоящих выборах нет лужковской Москвы с отлаженной административной вертикалью, Татарстана, Башкирии и национальных республик Северного Кавказа, где политическая конкуренция практически сведена на нет. Несмотря на бодрые обещания «Единой России» получить не менее 60% поддержки, больше, чем на половину голосов, по словам нашего источника в аппарате партии власти, там не рассчитывают. Набрать 50% — вот главная ее задача на выборах 14 марта.
Основной же загадкой, по мнению руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, остается вопрос, дойдет ли протестная волна, сформировавшаяся за последнее время (митинги в Калининграде, Иркутске, Горно-Алтайске), до выборов и скорректирует ли их результаты — в первую очередь за счет повышения явки, при которой использование административного ресурса и фальсификаций, как правило, усложняется.
Впрочем, по данным ассоциации «Голос», партия власти тоже не дремлет: манипуляции административным ресурсом на этих выборах продолжают усиливаться за счет активного применения на региональных выборах практики разбивания партийных списков на множество территориальных групп. В итоге количество мандатов распределяется в зависимости от явки и того, каков процент за партию был отдан внутри конкретной территории. Таким образом, партия власти превращает выборы, по сути дела, в конкуренцию админресурсов территорий. «Такой же сценарий был в Москве осенью, когда соревновались префектуры, в Республике Марий Эл, на муниципальных выборах в Калужской области. Сейчас этот сценарий превращается в базовый», — считает Кынев.
По мнению директора Института национальной стратегии Станислава Белковского, «Единая Россия» в качестве тактических партнеров на этих выборах избрала ЛДПР и будет использовать эту партию в борьбе с коммунистами и эсерами. Напомним, в конце февраля секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин заявил, что жириновцы займут второе место. В частности, в Свердловской области и Республике Алтай ЛДПР и ее список кандидатов являются вполне лояльными по отношению к местной администрации, считает Александр Кынев, и там их, скорее всего, пропустят.
В то же время одним из самых ярких событий предвыборной кампании является столкновение именно ЛДПР (а также КПРФ) и «Единой России» в Рязанской области, где активно используются методы черного пиара. «Там от имени ЛДПР и КПРФ партия власти издает анонимные листовки с призывами к насильственным действиям по отношению к властям, к пролитию крови», — рассказал «Новой» депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев. Что касается настоящей агитационной литературы с критикой действующей власти, то она изъята и передана в следственный комитет на предмет возбуждения уголовного дела по статье «Экстремизм».
Повсеместно, как и ранее, активно ведется косвенная агитация в поддержку, как правило, кандидатов от власти, также становятся известны случаи подкупа избирателей. Никуда не исчезла и ставшая привычной практика использования «паровозов»: в 7 регионах из 8 списки на этих выборах возглавляют губернаторы (исключение составляет Курганская область, где нет лидеров списка). Впрочем, у ЛДПР в качестве «паровоза» везде также выступает лидер партии Владимир Жириновский.
В целом же общая структура партийного противостояния не изменилась: в регионах конкурируют элитные группы, которые в зависимости от ситуации выступают под эгидой той или иной партии. «Федеральная власть может давать любые отмашки.
Однако все будет зависеть от админресурса на местах. Там, где он размыт, где, например, наблюдается конфликт между губернатором и мэром, между элитными группировками, там возможно прохождение оппозиционных партий», — говорит Белковский. Яркий пример — ситуация в Хабаровском крае, где сейчас происходит развал системы бывшего губернатора и нынешнего полпреда в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева и идет укрепление структуры власти нынешнего губернатора Вячеслава Шпорта. В ситуации краевого тандема муниципальные администрации не знают, на кого равняться, а список «Единой России» представляет собой компромисс между двумя группами, где выдвинули не популярных, а наименее конфликтных. Кроме того, жители края настроены против «Единой России» — в первую очередь из-за ограничения ввоза иномарок.
В случае с Рязанской и Курганской областями самый большой оппозиционный список у ЛДПР. Там активно действуют депутаты Госдумы от этой партии, жириновцы имеют все шансы показать лучшие свои результаты именно в этих областях. В отличие от эсеров, которые, по мнению Кынева, скорее всего, там вообще не пройдут, «потому что сами испортили себе все», убрав из списка популярных оппозиционных депутатов, неудобных администрации, — «думали договориться, но не получилось». По мнению многих экспертов, их публичный конфликт с «Единой Россией» мог повысить привлекательность партии для протестного электората, однако подписание соглашения о сотрудничестве с ЕР в итоге поставило «Справедливую Россию» в крайне двусмысленное положение в глазах избирателей.
Коммунисты, в свою очередь, рассчитывают на Калужскую и Воронежскую области, а также Республику Алтай. В последней список единороссов возглавляет один из самых непопулярных в России губернаторов — Александр Бердников, все же переназначенный в этом году на новый срок (недавно в Горно-Алтайске прошел митинг с требованием его отставки).
В Свердловской области, в которой отказали в регистрации «Правому делу» и «Яблоку» якобы из-за брака в подписных листах, «Единая Россия» объявила населению о том, что выборы 14 марта — это референдум доверия недавно назначенному губернатору Александру Мишарину. Однако у самих лидеров «Единой России» в области рейтинги невысокие, в частности, сказались коррупционные скандалы вокруг фигуры мэра Екатеринбурга, видного единоросса, при этом подросли рейтинги у коммунистов. Власти отреагировали оперативно: на этих выходных оппозиция забила тревогу, что избиркомы области уже выдали в три раза больше открепительных удостоверений, чем на президентских выборах.
Наиболее предсказуемыми и легкими для «Единой России» станут выборы в Ямало-Ненецком АО, где конкуренции почти нет и где были предприняты попытки не зарегистрировать многих нежелательных кандидатов от оппозиционных парламентских партий.
Выборы в муниципалитетах также не обошлись без массовых зачисток. Так, в Ульяновске 60% самовыдвиженцев и кандидатов от «Патриотов России» получили отказы. Похожая ситуация в Челябинской области, а в Астрахани не допущены до выборов многие кандидаты от «Справедливой России». На выборах в мэры самой скандальной стала иркутская история. Там выяснилось, что у самовыдвиженца-единоросса Антона Романова рейтинг более чем в два раз выше, чем у официального кандидата партии власти. В итоге на прошлой неделе районный суд Иркутска отменил решение избиркома о регистрации Романова, разглядев брак в его подписных листах. В городе прошли акции протеста.
Таким образом, послание президента и январский Госсовет, где был раскритикован административный ресурс и высказаны пожелания об усилении политической конкуренции в стране, лишь в малом сказались на ситуации с выборами этой весной. Они вылились в мелкие институциональные изменения, и то только в половине регионов. Так, в Воронежской области снизили проходной барьер до 5%, в Рязанской области и на Алтае его не повысили до 7%. «Из восьми регионов в трех мы видим пятипроцентный барьер, для последних двух лет это невиданная роскошь», — говорит Кынев. Так же, по его словам, лишь в половине выборов регионального уровня будет использоваться раскритикованный оппозицией метод «Империале», распределяющий мандаты не пропорционально набранным процентам, а в зависимости от полученного места на выборах. Однако в целом механизм проведения выборов остался без изменений.
Комментарии