Дети – это наше зеркало. Советы родителям «трудных» детей
На модерации
Отложенный
Имеет смысл построить хотя бы одну бесплатную школу-пансион, где талантливые «трудные» дети могли бы спокойно учиться.
Собственно говоря, на Slon.ru меня привёл мальчуган по имени Станислав. Точнее, ситуация, произошедшая с ним, стала последней каплей в моей профессиональной чаше терпения.
С какого-то момента, даже точно не припомню с какого, появилась тенденция в школах: учеников, с воспитательным процессом которых не справляются учителя, отсылать на консультацию к психиатру. То есть сначала это было даже смешно, потом немного раздражало, теперь откровенно выводит из себя. Сразу вспоминается Макаренко и его колония несовершеннолетних беспризорников… Вот бы он позабавился…
Самое парадоксальное – с одной стороны, с другой – трагичное – то, что это дети талантливые. Обладающие незаурядными способностями в науках. Им становится скучным учебный процесс, и они позволяют себе вольности. Так вот, вместо того, чтобы развивать эти способности и давать возможность детям самореализоваться, их отправляют на консультацию к психиатру. То есть не нужны таланты школе. Зачем? С ними столько возни! Вот психиатр усмирит, утихомирит пыл. Конечно же, профессиональные психиатры посмеются над ситуацией, отправив ребёнка домой и объяснив родителям, что юридически их детей никто не имеет права отправлять на консультацию к ним. Но ведь таких специалистов немного. А сколько переживаний будет у родителей и ребёнка из-за возникшей прихоти, по-другому и не скажешь, директора школы и учителей?
Не спорю, что количество детей с проблемами нервной системы растёт из года в год, но проблемы нервной системы и психиатрия – это разные вещи. И потом, чтобы разобраться в причинах этих проблем, нужны серьёзные психологические тестирования на протяжении долгого времени, наблюдение, беседы с родителями и ребёнком. А кто это будет делать в школе? Ещё веселящий душу момент, что при большом количестве выпускников психологических факультетов разнообразных вузов, в школах работают, в основном, переученные учителя, что само по себе категорически неправильно, потому, что психолог и учитель по-разному смотрят на мир. Учитель – даёт знания и их оценивает, для психолога не существует оценки, он наблюдает, анализирует и делает выводы.
Итак, о Стасе. Мальчик, как я уже говорила, талантлив, пока эти таланты проявляются в изучении иностранных языков и хорошо поставленной литературной речи. Первый раз мы с ним встретились, когда он учился во втором классе. Уже тогда у него появились проблемы. В основном они состояли в том, что ему скучно на уроках, он легко справляется с материалом, делать ему нечего, вот он начинает «бузить». Кроме того, дети в классе не умеют нормально общаться. Общение происходит на уровне толчков и затрещин. Этого Стас тоже не мог вынести, так как ему обещали, что в школе чистота и порядок, умные и воспитанные дети, которым ты должен соответствовать. Вот он-то и соответствовал, а дети не всегда… Он молчал, когда его обижали, а дети жаловались на его проступки, и это были мальчишки – настоящие задиры. А он пытался бороться с несправедливостью своими методами. Учителя – в крик, пишут направление в шестую детскую психиатрическую больницу, без консультации психиатра, говорят, в школу не пустим. Родители беспрекословно выполняют прихоть директора и идут на консультацию.
Теперь позволю себе отступление. У наших граждан абсолютно неправильное понимание прав и обязанностей, почему-то. Когда речь заходит о парковке машины или прочей разной материальной ерунде – они стоят грудью за свои права, а когда речь идёт об их собственном чаде, НИ НА МГНОВЕНИЕ не возникает сомнения в том, что директор школы может быть неправ, а уж тем более, что он НЕ ИМЕЕТ права отправлять на консультацию ребёнка. Директор школы – это всего лишь администратор, не имеющий никакого отношения ни к психологии, ни тем боле к психиатрии. Это не удельный князь или царёк, это человек, обязанный хорошо справляться с работой. Все его права и обязанности прописаны в инструкции для директоров школ. Директор обязан урегулировать конфликты, а не выносить приговоры, абсолютно ни на чём не основанные. И родители ведут своих чад, и причиняют им ещё больший вред. И ни на секунду не задумываются над этим. А между тем, такие директора и такие учителя нарушают права ребёнка, о которых у нас едва ли кто задумывается…
Продолжу. Психиатр сказал маме Стаса, чтобы она не страдала ерундой, а больше занималась процессом воспитания. Но Стасу-то этого никто не объяснил, мальчик понял, что он – изгой, что он – за чертой, что он сделал что-то непоправимое. И, как результат, он категорически отказался учиться. Тут мы и встретились. Сколько сил пришлось применить для того, чтобы он вернулся в школу… Я разговаривала с учительницей по немецкому языку, объясняя ей, как можно определить способности ребёнка к языкам, я разговаривала с учительницей, которая ведёт класс Стаса, объясняя ей, что ему нужно давать больше заданий… Переученному психологу я посоветовала заняться с детьми тренингами общения, вместо того, чтобы проводить неграмотные и никому ненужные тесты… Но они, как школьницы, говорили заученную речевку: «у меня много детей, я не обязана с каждым заниматься, нам и так мало платят»… Это в школе с углубленным изучением языка мало платят, хотелось мне уже заорать… Вам бы в сельской школе поработать… Хотелось мне орать дальше...
Но, увы…
Стаса мне удалось уговорить и увлечь рисованием и написанием рассказов. На этом мы расстались. Оставляла я его с тяжелым сердцем, потому что родители его не в состоянии с ним справиться – они не в силах, они обычные люди. Это хорошо и плохо. Плохо потому, что придёт время, и семья перестанет быть для него авторитетом, потому что он научится понимать и анализировать мир самостоятельно.
Прошла пара лет, и мы встретились со Стасом снова. Ситуация была более критической. Родители решили разъехаться. Это бывает, это жизнь. Только они не учли того момента, что сын их, Станислав, был ими воспитан так, что семья – это единое и святое, мальчик читал Библию и верил в самое светлое будущее своей семьи. Вот тут опять началось. Крушение авторитетов повсеместное, кроме того, в классе и так сложные отношения с ребятами, которые не понимают «ботаников». КАК и КОМУ жаловаться? Если ты уже был однажды отправлен к психиатру? Чтобы подружиться с детьми, Стас стал употреблять сленговые слова, это веселило детей, и они с ним общались. Но он ведь трибун. Он борец, как он сам себя определил, борец-одиночка. «Зачем меня воспитали вежливым? Так у меня никогда не будет друзей!» Потеряв однажды терпение, он позволил себе написать на клочке бумаги о неправильных действиях одноклассника, в весьма вольной форме. Одноклассник утащил эту записку и передал учительнице. Учительница стала возмущаться поведением Стаса, тогда он написал на бумаге, что он думает по её поводу. ОН НЕ ДАВАЛ ЕЙ ЗАПИСКУ. Он «вылился» на лист, как говорят творческие люди. Я ему говорила когда-то о том, что если у тебя возникнет злость – напиши на бумаге, но не показывай никому. Вот он и написал, на перемене, в своём блокноте. Учительница ждала этого момента, вырвала листок и подняла настоящий скандал. Директор поддержала учительницу, и мальчишку, ученика 4-го класса, вызывали на приём к директору в 19:30 вечера, мариновали там час! Заявили, что без консультации психиатра опять не пустят в школу… Ну, тут я не выдержала, и пока в свободной форме указала директору на грубейшие нарушения ею всех возможных прав ребёнка, не говоря уже о намеренном причинении вреда здоровью. Пишу подробно, в качестве назидания читающим взрослым. Вы водите детей и внуков в школы, вы всегда точно уверены, ЧТО там происходит?
В результате, мы вернулись к тому же: Стас не хочет учиться в школе, мало того, у него появились депрессивно-суицидальные нотки.
К чему я всё это пишу здесь? А вот к чему. Мы кричим на каждом углу о том, что у нас зачахла культура, наука, что молодёжь «не тянет», она невоспитанна. Так ли это? Может, нам стоит повнимательней присмотреться? Когда появляются таланты, их стараются уже в детстве «определить в психиатрию», потому, что они слишком уж культурны и талантливы… Парадокс?
Может быть, имеет смысл построить хотя бы одну школу на всю хотя бы Москву, где дети, подобные Стасу, могли бы спокойно учиться, расти и потом принести ПОЛЬЗУ своим талантом своей Родине…Это должна быть бесплатная школа с профессиональным коллективом, ибо талантливые люди всегда непросты. Это должна быть школа-пансион, не все родители таких детей могут правильно воспитывать таланты.
Помимо этого, недурно было бы отстроить пару-тройку хороших реабилитационных центров для детей и взрослых, санаториев для лечения нервных заболеваний (преимущественно стрессов).
Slon.ru – бизнес-портал, так, может быть, кто-нибудь сможет осуществить эти идеи? Самое лучшее и надёжное вложение денег в будущее – вложения в талантливых детей. Они с процентами вернут эти вложения. В противном случае, если не заняться этими детьми, они с лёгкостью необыкновенной пополнят ряды криминальных структур, и они-то точно «оторвутся по полной программе», они отомстят загубившему их талант обществу.
Дети – это наше зеркало.
P.S.
Насчёт консультаций у психиатров, я думаю, вы поняли, что никто не имеет права направлять ваших детей на эти консультации, могут рекомендовать посетить невролога.
Не все директора такие, но их становится больше.
И самое главное, любите своих детей!
Комментарии