Почему Украину не ждут в ЕС

На модерации Отложенный

Со времен первого президентства Леонида Кучмы, когда в 1998 году была утверждена «Стратегия интеграции Украины в Евросоюз», Украина делает бесконечные «потуги» на этом поприще. Особенно активизировались «потуги» после избрания президентом Украины Виктора Ющенко.

Действо вступления Украины в ЕС напоминает трагикомическую пьесу театра абсурда. Причем пьесу, поставленную по мотивам известной детской считалки:

- Безрукий выхватил кинжал,
- И за безногим побежал,
- Слепой увидел это дело,
- И все глухому рассказал.

Определить в каком амплуа выступает Украина – дело зрителей. А то, с каким упорством украинские политики – «евроинтеграторы» просятся (именно просятся, потому что ничего для этого не делают) в Евросоюз в ответ на постоянные отказы, достойно пера М. Сервантеса, герой которого Дон Кихот Ламанчский совершал подвиги, борясь с ветряными мельницами.

Так еще 1 мая 2004 года президент Еврокомиссии Романе Проди во время торжеств по случаю принятия в ЕС 10 новых членов высказал свое мнение о том, что в ЕС больше мест нет, и у Украины никогда не будет шансов вступить в Евросоюз. Его слова 12 мая того же года подтвердил комиссар ЕС по вопросам расширения Понтер Ферхойген: «Членство Украины в ЕС исключено».

Но как говорится «охота пуще неволи», и Виктор Ющенко достал из рукава козырного туза, после чего, по его мнению, Украину, немедленно должны были принять в ряды ЕС. Он заявил: «Украина находится в самом сердце Европы. А Европа не может жить без своего сердца!». Но это не разжалобило Евросоюз.

С тех пор много воды утекло. Были саммиты Украина - ЕС, многочисленные консультации, заявления украинских политиков «о достигнутых успехах» и даже «прорывах». В результате в новое десятилетие Украина входит, так и не оформив отношения с «бессердечной» ЕС.

Так почему же Украину не «берут» в ЕС? В первую очередь для того чтобы стать членом ЕС необходимо соответствовать так называемым «Копенгагенским критериям» - это критерии допуска в ЕС, сформулированные еще в 1993 году на встрече стран ЕС в Копенгагене.

Первый критерий провозглашает стабильность гарантирующих демократию институтов, правовое государство, права человека, уважение и защиту прав национальных меньшинств:

1. Демократия. Государство должно обеспечивать равное право для всех граждан принимать участие в политических процессах принятия решений на всех уровнях власти, от местного самоуправления до государственного. Наличие свободных выборов, свободного и равного доступа к свободной прессе, свободных профсоюзных организаций, исполнительная власть должна быть ограничена законами, а суд должен быть независим от нее.

Что касается взаимоотношений государство – гражданин. Ни для кого не секрет, что любой человек при решении вопросов с государственной властью чувствует себя мелкой сошкой по сравнению даже с самым незначительным государственным чиновником. О честности выборов и равном доступе к СМИ достаточно послушать самих политиков, чтобы понять, что до установленной Евросоюзом планки Украина, мягко говоря, не дотягивает, ибо ни того, ни другого пока в стране не наблюдается. Что такое современные профсоюзы и чьи права они защищают большинство граждан Украины и слыхом не слыхивали. А о «независимости» судов, процветающей в них коррупции и отношении судов к правам простых граждан можно книги писать, слагать поэмы. То же касается и своеволия исполнительной власти всех уровней.

2. Верховенство закона. Верховенство закона предполагает, что государственный орган должен действовать только в рамках законов, принятых в государстве. Этот принцип предназначен для защиты свобод от произвола властей.

Всем известно, что власть в Украине – это и есть закон. Будь то представители государственной или судебной власти – действуют они, как правило, в интересах того, кто приходит к ним с более «весомым аргументом» в виде бумажника.

3. Права человека. Права человека являются неотъемлемыми и принадлежат всем людям, то есть ими нельзя наделить, нельзя предоставить, ограничить, обменять, или продать. К ним относятся право на жизнь, право быть привлеченным к судебной ответственности только в соответствии с законами, которые существуют на момент совершения преступления, право быть свободным от рабства и право на свободу от пыток.

Украина неоднократно попадала в поле зрения международных правозащитных организаций в связи с произволом и беззаконием, царящими в правоохранительных и исправительных учреждениях. Что касается права на жизнь, здесь все гораздо сложнее. Право на жизнь подразумевает ряд других прав: образование, медицина, культура, спорт, жилье, питание и т.д. Но о каком праве на жизнь может идти речь, если 80% жителей Украины живут за чертой бедности, и зачастую им недоступно право на жизнь в полном смысле этого слова, а доступно только право на существование!

4. Уважение и защита прав меньшинств. Члены национальных меньшинств должны иметь право сохранить свою особую культуру и иметь право на свой родной язык, а также не должны страдать от какой-либо дискриминации.

Не будем говорить о «меньшинствах». Достаточно привести в качестве примера русскоязычное население Украины, которое составляет в некоторых регионах более 50% населения и не имеет возможности воспитываться в дошкольных учреждениях, получать образование на родном русском языке, смотреть телепрограммы и т.п.

Второй Копенгагенский критерий провозглашает необходимость существования рыночной экономики, способной выдержать конкуренцию внутри ЕС.



Экономика то в Украине рыночная, но если копнуть глубже, мы увидим: промышленность энергозатратная, производственные фонды изношены на 80%, производительность труда ничтожна, продукция в большинстве своем низкотехнологична и морально устарела. Достаточно сравнить цифры: средний ВВП на душу населения в ЕС в 2009 году составлял почти $ 22 тыс., против $ 2,1 тыс. на Украине (то есть более чем в десять раз выше, а ведь в ЕС не все страны одинаково богатые). Вот вам и конкуренция!

А тут еще подоспела и малоутешительная последняя информация от Государственного комитета статистики Украины: падение валового внутреннего продукта Украины по итогам 2009 года составило 15%, по сравнению с 2008 годом. О какой уж тут конкуренции внутри ЕС можно вести речь.

Третий критерий провозглашает способность принимать на себя обязательства страны – члена ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

На эту тему можно рассуждать долго, но достаточно заметить, что с формулировкой «принимать на себя обязательства» у Украины все в порядке. Проблемы в основном возникают со способностью страны «выполнять обязательства». Это хорошо видно, если понаблюдать за выполнением взятых на себя обязательств перед ЕС, НАТО, МВФ. В более широком смысле, в соответствии с этим критерием государство-кандидат должно привести свое законодательство в соответствие с законодательством ЕС.

Учитывая «плодотворную» законотворческую деятельность Верховной Рады в последние годы, Украине на это понадобится не менее 300 лет…

Кроме Копенгагенских критериев существуют еще и Маастрихтские критерии, которые являются еще более жесткими, так как определяют требования к макроэкономическим показателям государства, претендующего на вступление в ЕС.

Маастрихтские критерии включают в себя следующие требования:

Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП. В 2009 году по соглашению с МВФ Украина должна была удержать дефицит госбюджета на уровне 6%. Премьер-министр Юлия Тимошенко, помнится, заявляла, что этот параметр выполнен, в то время как оппоненты оперируют цифрами дефицита госбюджета более 10%.

Государственный долг должен быть менее 60% ВВП. С этим у Украины пока все в порядке. Государственный долг к концу 2009 г. составил более $ 35 млрд. и пока не превышает 30%. Но учитывая, что за 2009 год рост государственного долга составил порядка 70%, тенденция намечается тревожная.

Национальная валюта не должна подвергаться девальвации в течение последних двух лет, при этом колебания обменного курса не должны превышать предусмотренного европейской валютной системой уровня 2,5%. Эту тему можно оставить без комментариев. Всем известно, насколько девальвировала гривна, и какие курсовые колебания постоянно происходят в нашей благословенной стране.

Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% среднего значения трех стран Евросоюза с наиболее стабильными ценами. В последние годы уровень инфляции на Украине традиционно перепрыгивает за 10% и, по мнению МВФ, это слишком высокий показатель даже для стран с переходной экономикой.

Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2% средний уровень процентных ставок в трех странах с минимальной инфляцией. Традиционно в странах ЕС процентные ставки по различным государственным займам не доходят до 4%, на Украине они также традиционно не бывают ниже 9%.

И еще одна украинская проблема, которая дистанцирует Европу от Украины - политическая нестабильность, которая длилась целое десятилетие. Надо отдать должное корректности, с которой охарактеризовал политическую ситуацию на Украине Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана. Он заявил, что руководители Украины должны действовать «значительно конструктивнее внутри страны». Также он добавил, что причиной тому, что экономический рост Украины не соответствует ее потенциалу, является «недостаток политической солидарности, политической сплоченности руководства Украины».

Украина слишком большое и все еще слишком «больное» государство, чтобы объединенная Европа смогла без негативных последствий для себя переварить ее в «тигле» ЕС, особенно учитывая все украинские проблемы.

Вместе с тем, даже если Украина никогда не вступит в ЕС, вряд ли найдется хоть один гражданин Украины, который будет возражать против соответствия жизни украинского общества и государства в целом всем Копенгагенским и Маастрихтским критериям!

Интеграция Украины в ЕС – это не подарок Украине от европейцев, и уж тем более далеко не подарок для самой объединенной Европы. Интеграция – это обоюдовыгодный процесс, предусматривающий выполнение соответствующих обязательств. На Украине же пока ничего не делается для реальной стабилизации экономической, политической и социальной жизни, а вопросы вступления в ЕС используются политиками исключительно в собственных популистских целях.

Вот и приходишь к закономерному выводу, что Украине в обозримом будущем весьма проблематично интегрироваться в ЕС, а самому Евросоюзу вряд ли нужны новые проблемы, там и своих забот хватает. Достаточно вспомнить Ирландию и Грецию...

Конечно, двери ЕС открыты, но… входной билет дорого стоит. Представляется, что президенту Украины Виктору Януковичу во время его пребывания в Брюсселе будет очень непросто говорить о привлекательности руководимой им страны для Европейского Союза. Поживем, увидим…