Федеральная служба судебных приставов (ФСПП) России распространила пресс-релиз, в котором сообщается, что приставы смогут ограничивать должников в пользовании водительскими правами за неоплаченные штрафы. С такой законодательной инициативой выступили депутаты Госдумы РФ, а служба судебных приставов неоднократно публично ее поддерживала. Согласно законопроекту, водитель, признанный по решению суда должником, может лишиться прав на вождение автомобиля, если добровольно не погасит задолженность в течение пяти суток.
Что повлечет за собой принятие этого закона, рассуждает адвокат Игорь Трунов.
«СП»: – Игорь Леонидович, в чем опасность этой инициативы?
– Есть большая опасность криминальных последствий подобной законодательной инициативы. Огромное количество людей в России зарабатывают себе на жизнь с помощью водительского удостоверения: это и частные извозчики, водители такси и маршруток, грузовиков. Если у такого водителя отобрали права, его лишили возможности зарабатывать себе на жизнь. И – круг замкнулся. Больше денег ему взять негде.
Ему, должнику, нужно создать максимум условий, чтобы он рассчитался. Вместо того, чтобы лишать должника прав, нужно помочь ему устроиться на работу, чтобы он платил определенный процент от зарплаты на погашение долга.
«СП»: – А сейчас поступают наоборот?
– Да, его лишают единственной возможности прокормить семью, себя и выплатить этот долг. Поэтому, конечно, это кардинально неверное решение. Оно возможно с какими-то оговорками, но мне очень сложно представить, как реализовать эти оговорки: если это любительские права, если человек не зарабатывает себе на жизнь, используя допуск к вождению. Но, повторюсь, такие оговорки мало реальны, и в условиях роста безработицы в стране, в условиях голода на квалифицированный труд – а к этой категории, бесспорно, относятся водители-профессионалы – эта инициатива непонятная и непродуманная.
«СП»: – А как может выглядеть все это с чисто процедурной точки зрения? На мне, к примеру, висит пара-тройка неоплаченных штрафов, которые мне выписали года полтора назад. Я, допустим, потерял квитанции, не могу эти штрафы оплатить. И бац – мне приходит какое-нибудь заочное решение суда, которое мне бросили в почтовый ящик, и которое там провалялось дней десять, прежде чем я его обнаружил. И что, получается, я налетаю на лишение прав?
– Конечно, процессуальные вещи надо более четко регламентировать. Сегодня в этой сфере бардак, и он отчасти умышленный. Первый вопрос, который должен волновать приставов – это вопрос коррупции. Я как практикующий юрист знаю, что не удается сдвинуть с места ни одного судебного пристава без определенных оговорок и определенной заинтересованности. Поэтому для приставов борьба с коррупцией в собственных рядах должна стать вопросом номер один. Вопрос номер два – более четкое и эффективное законодательство в части взыскания этих штрафов. На сегодняшний день это какая-то мутная вода, в которой принимаются непонятные решения, штрафы и санкции. Нужно брать пример с Европы. Там эта машина работает очень четко, налаженно, и ее надо тупо скопировать, перенести на нашу процессуальную почву, и упростить процедуру.
Прежде чем городить огород из дополнительных санкций, вроде недавней инициативы приставов ездить в поездах и ловить там должников, надо навести элементарный порядок. Инициатив достаточно много, но они не направлены на существо проблемы.
«СП»: – А как, кстати, взыскивают штрафы в Европе?
– В Европе процедура достаточно проста. Гражданину приходит уведомление по месту жительства, причем определены жесткие процессуальные сроки. Если штраф не оплачивают, дело идет в суд, и суд выносит решение – но уже с определенным штрафным содержанием, штраф увеличивается. Потом это решение приходит с судебным приставом. Но у человека всегда есть право на обжалование этого решения, есть возможность отменить решение, если он с ним не согласен. Вопрос только в том, что это потребует дополнительных затрат. Если решение несправедливое, оно в 100% случаев отменяется. Но, как правило, люди платят сразу, потому что знают: каждый последующий шаг – это увеличение штрафных санкций. Поэтому граждане платят еще на первом этапе, и бегут бегом, потому что лучше заплатить меньше, чем больше.
«СП»: – Сейчас пока речь идет о законопроекте. Каковы шансы, на ваш взгляд, что он будет принят?
– С учетом нынешней Государственной думы, где так много певцов, танцоров и игроков на гитаре, я не удивляюсь, почему у нас проходит большое количество законов, с которыми мы, правоприменители, потом не знаем, что делать. Потом к ним идут поправки, изменения, и в конце концов все плюются от этих законов. Поэтому угадать, какое решение примет Госдума в данном случае, достаточно сложно.
Как еще взыскивают долги приставы
Новый способ ловли должников изобрели судебные приставы Забайкальского края. Девушки — сотрудницы краевого управления ФССП заводили странички «В контакте» и завязывали переписку с должниками. В конце концов назначались свидания, на которые должники приезжали на иномарках, купленных в долг. И в этот момент машины арестовывались.
Было уже два таких эпизода — в июле и августе 2009 года. Мужчины брали деньги в долг, покупали иномарки, после чего достаточно долго скрывались, меняли прописку, не имея средств для погашения долгов. Кредиторы написали заявление в службу судебных приставов, сотрудницам удалось найти должников «ВКонтакте.Ру» и заманить их на свидания. Таким образом с каждого из должников приставам удалось взыскать суммы более 100 тыс. рублей.
В последние годы судебные приставы разработали целый ряд креативных способов выбивать долг. Они закрывают должникам возможность выезда за рубеж, ловят их вместе с ГИБДД на дорогах и станциях техосмотра, пытаются договориться с сотовыми операторами о том, чтобы списывать деньги со счетов неплательщиков.
Комментарии