Медведев отменил наказание за создание фирм-однодневок
На модерации
Отложенный
Президентские поправки не защитят бизнесменов от наездов чиновников, но все же гуманизируют систему
Президент Дмитрий Медведев направил в Госдуму пакет поправок в законодательство, которые облегчат наказание за экономические преступления и защитят предпринимателей от произвола чиновников и силовиков. По крайней мере, именно так декларируется цель законопроекта на президентском сайте.
Законопроект включает в себя несколько основных моментов:
1. Размер крупного и особо крупного ущерба применительно к налоговым преступлениям увеличен в шесть раз;
2. Предлагается признать утратившей силу статью 173 «Лжепредпринимательство» УК РФ;
3. Статью 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» изложить в новой редакции, устраняющей «слишком широкое» ее применение;
4. Для обвиняемых в экономических преступлениях заключение под стражу допускается только в исключительных случаях, при наличии определенных статьей 108 УПК РФ обстоятельств.
Кроме того, депутатам предлагается уточнить редакцию статьи 106 УПК Российской Федерации «Залог», что позволит расширить применение этой меры пресечения. Предполагается, например, что залог в качестве меры пресечения может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Причем по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести залог не может быть меньше 100 тысяч рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях – менее 500 тысяч рублей. Так же определяются условия принятия в залог недвижимого и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к обращению в России акций и облигаций.
Президент, конечно, считает, что сделал доброе дело, и защитил российских бизнесменов от произвола силовых структур. За что авансом получил благодарность на встрече с сообществом предпринимателей в конце февраля в подмосковной Барвихе. Как заявил тогда президент «Деловой России» Евгений Юрьев:
«Хотелось бы поблагодарить от всего бизнес-сообщества, потому что шаги в области гуманизации уголовного права по экономическим статьям, декриминализации – это серьезный вклад в улучшение предпринимательского климата в нашей стране. И, безусловно, поддерживая те законодательные изменения, которые вы намерены осуществить, хотелось бы предложить вашему вниманию некоторые проблемы в этой же сфере, которые, в частности, обсуждались и в Думе по инициативе наших коллег. Есть такая проблема – это совмещение статьи о незаконном предпринимательстве со статьей о легализации преступных доходов. Понятно, что если предпринимательская деятельность признана незаконной, то с легкостью можно и доход, извлекаемый от нее, считать преступным доходом. Но если незаконное предпринимательство – это в среднем 3-5 лет, то легализация преступных доходов – до 15-ти. И получается, что предпринимателю, который может быть уличен в каком-то незначительном деянии, грозит срок до 15 лет.
Ну и, конечно, беспокоит общая ситуация, когда по экономическим преступлениям возбуждается 3 млн уголовных дел в год. До суда доходит 1,2 млн подозреваемых, а половина из этих людей проводит в СИЗО времени столько же, сколько им полагалось отсидеть в тюрьме, если бы они были признаны виновными. То есть, 600–700 тысяч человек просто так отсиживают в СИЗО срок».
Однако теперь все пожелания бизнесменов учтены, и они могут быть довольны, но как быть с борьбой против «прачечных»? Ведь не далее как на этой неделе опубликована нашумевшая информация о преступной группе, которая легализовала через 72 фирмы-однодневки на сумму 1,6 млрд долларов. И это только самое громкое дело, а информация о мелких правонарушениях появляется в печати регулярно. Можно ли после этого «сужать» рамки ответственности за легализацию и отмывание денег, стоит ли отменять уголовную статью за «лжепредпринимательство», в которой предусматривается наказание за создание этих самых фирм-однодневок – это вопрос.
Ведь, по словам депутата из финансового комитета Госдумы Павла Медведева: «Сейчас у нас «висит» больше миллиона брошенных фирм, где концов не найдешь. Например, фирма провела операцию по обналичке, а потом она должна пропасть. Это легко удается ей потому, что она, как правило, зарегистрирована либо на умершего человека, либо на вообще не существовавшего гражданина по поддельному паспорту. В свое время я предлагал ужесточить регистрацию фирм, мой законопроект делал регистрацию однодневок очень трудной, но это предложение в Думе не поддержали». Так не окажут ли поправки президента услугу отечественному бизнесу?
Наказания за экономические преступления должны быть ужесточены
Помочь прояснить ситуацию «СП» попросила президента Союза предпринимателей и арендаторов России Андрея Бунича.
«СП»: - Как вы можете прокомментировать президентские поправки?
- Президентские поправки не имеют ничего общего с защитой предпринимательства в России. Потому что, если человек действительно занимается предпринимательской деятельностью, он не нарушает закон, и его эти чисто криминальные статьи абсолютно не касаются. Тем, кто отмывает нелегальные доходы и регистрирует фирмы-однодневки, эти поправки, возможно, и нужны. Хотя, судя по всему, они неплохо обходятся и без них.
«СП»: - Значит, предпринимателям этот законопроект не нужен?
- По моему мнению, и, я надеюсь, оно совпадает с мнением всех настоящих предпринимателей, ответственность за экономические преступления, наоборот, должна быть ужесточена, и ужесточена серьезно. Ведь именно то, что совершившие эти преступления редко несут ответственность, провоцирует чиновников и недобросовестных предпринимателей этим заниматься. У настоящих предпринимателей просто нет таких возможностей, потому что нет доступа к бюджетным деньгам. Я не знаю ни одного предпринимателя, у которого возникла бы необходимость легализовать какие-то деньги. Если они заработали их честным бизнесом, то у них все прозрачно, и им нет надобности прятать свои доходы. Зато существуют тысячи людей, которые не могут заниматься бизнесом, потому что им мешают рейдеры и коррумпированные чиновники.
«СП»: - Эта проблема настолько остра, несмотря на борьбу власти с коррупцией?
- Я сам уже пять лет борюсь с этим, обращался с письмом лично к президенту, и поэтому имею право заявить на всю страну, что абсолютно ничего из того, что говорится о борьбе с коррупцией, не делается. Например, я что-то не слышал об ужесточении наказания за рейдерство. А это все пустые слова, если президенту хочется что-то сделать, то у него лежит мое письмо, в котором указаны конкретные схемы и список людей, которые ими занимаются. И я готов ответить, если эта информация окажется ложной.
«СП»: - Давайте разберемся по пунктам поправок. Допустим, статьи о легализации и лжепредпринимательской деятельности не выдерживают критики. Но отмена лишения свободы за экономические преступления ведь актуальна?
- Возможно, с учетом международного опыта, эта поправка поможет избежать заключения под стражу тем, кто впоследствии оказывается невиновным. Если нет такой угрозы, что человек может скрыться, конечно, нет смысла держать его в тюрьме. Но это не сыграет решающей роли в развитии мелкого и среднего бизнеса в России. Потому что экономическая сфера страны предельно коррумпирована, в ней процветает рейдерство, которое сейчас принимает просто катастрофические размеры, так как ни законы, ни судебные акты в стране фактически не исполняются.
«СП»: - А правду говорят, что в тюрьмах сидят миллионы предпринимателей, или это байка?
- Честно скажу, не слышал такого, чтобы СИЗО были заполнены предпринимателями. По крайней мере, среди моих знакомых предпринимателей таких разговоров нет. Но им постоянно не дают заниматься делом именно эти группировки, состоящие из чиновников и так называемых «бизнесменов» - рейдеров, которые и промышляют потом созданием фирм-однодневок для отмывания преступных денег, добытых шантажом и рэкетом. Поэтому в миллионы предпринимателей, сидящих в СИЗО, я не верю.
Один из миллионов предпринимателей, сидевший по экономической статье в СИЗО более года, а недавно выпущенный под залог, на условиях анонимности (потому что следствие по его делу продолжается) рассказал «Свободной прессе», что он думает о президентских поправках:
«Десятки тысяч людей сейчас ожидают в СИЗО и в колониях их принятия. Особенно по статье 174 прим., которая говорит о легализации преступно нажитых доходов. По этой статье прессуют бизнесменов, вымогают у них деньги. Статья устроена так, что под нее можно подвести почти любого бизнесмена. Например, у нас в камере сидел человек, обвинявшийся в неуплате налогов. Ему дали бы 3 года максимум. Но он решил бороться за справедливость, доказывая, что этого преступления не было, и получил от следователей добавку по 174 прим. Раз его фирма провела два платежа за канцтовары и аренду транспорта, то это и была легализация. В итоге он вместо 3-х лет схлопотал 8. И это еще после уплаты некой суммы, а так грозило 10.
Еще бы хорошо, если медведевские поправки имели обратную силу. Это позволило бы скостить сроки десяткам тысяч человек. Тому же Ходорковскому. Но вот скорее именно по этой причине власти и не пойдут на это. Вообще, в среде бизнесменов говорят, что эта статья была специально изобретена «под ЮКОС», и в этом плане недобрым словом поминают не только Систему, но и самого Ходорковского, из-за которого и они попали под раздачу».
Комментарии
Комментарий удален модератором