Секретные тюрьмы охватывают весь мир?
На модерации
Отложенный
Некоторые государства сопротивляются обнародованию доклада, подготовленного Советом по правам человека ООН.
Американская база Гуантанамо на Кубе, литовская школа верховой езды и одна из тюрем в Афганистане, - эти места стали синонимами системы, в рамках которой ЦРУ после 11 сентября 2001 года арестовывало, допрашивало и пытало подозреваемых в террористической деятельности безо всяких на то правовых оснований.
Впрочем, не только США, но и десятки других стран во всем мире держали подозреваемых в секретных тюрьмах и тем самым нарушали права человека. К этому выводу приходят эксперты Совета по правам человека ООН. В своем новом докладе они документально подтверждают подобные случаи в таких странах, как Китай, Россия, Сирия, Пакистан, Саудовская Аравия, Индия и Узбекистан. Это первый доклад, в котором рассматривается практика тайных заключений под стражу во всем мире.
В течение года эксперты разыскивали данные, изучали официальные источники, документы неправительственных организаций и материалы СМИ. Наконец, они также провели беседы с 24 пострадавшими. Хотя практика тайных задержаний представляет собой явное нарушение прав человека, однако она по-прежнему широко используется во имя антитеррористической борьбы. Таково заключение экспертов. В докладе объемом в 221 страницу, который в предварительном варианте размещен на Интернет-сайте Совета по правам человека, эта ситуация обозначается как «серьезнейшая проблема».
«В крайних случаях эта практика может представлять собой пример нарушения прав человека», - заявил специальный докладчик ООН Мартин Шейнин газете Der Tagesspiegel. Шейнин занимается защитой прав человека в рамках борьбы с терроризмом и подготовил доклад вместе со Специальным докладчиком ООН по вопросам, связанным с применением пыток, и двумя рабочими группами. Все случаи тайных заключений должны быть расследованы, потребовал Шейнин. Не должно быть места для безнаказанности. Вместе с тем эксперты ООН высказываются за то, чтобы больше не позволять тайной полиции работать в неправовом поле.
Речь в докладе идет отнюдь не только о секретных местах заключения, как, например, тюрьма ЦРУ в школе верховой езды в Литве, о существовании которой стало известно лишь недавно.
Под тайным заключением эксперты понимают случаи, когда люди будучи задержанными государственными службами, изолируются от остального мира, а место их пребывания засекречивается. В качестве примеров эксперты приводят случаи проживающего в Бремене турка Мурата Курнаца и гражданина Германии Халеда аль-Масри, которые были посажены в секретные тюрьмы. Германия равным образом критикуется экспертами, так как представители немецкой тайной полиции в Сирии допрашивали задержанного там Мухаммеда Заммара (гражданин Германии Мухаммед Заммар, предполагаемый вербовщик исполнителей терактов 11 сентября, связанный с международной террористической сетью «Аль-Каида», был задержан в Марокко в 2001 году и передан позднее властям Сирии – прим.
перев.).
Эксперты ООН посвящают свой доклад так называемым renditions – выдачам подозреваемых Соединенными Штатами другим государствам, в ходе которых методы допроса не контролируются, – а также практикам превращения национальной безопасности и региональной антитеррористической борьбы в предлоги для нарушения прав человека. Эксперты побеседовали с мужчиной, который в конце 2007 года был арестован на российском Северном Кавказе. В тайной тюрьме в Чечне его допрашивали, пытали и грозили убить.
Официально доклад должен быть представлен в марте на заседании Совета по правам человека ООН. Но в рамках органа, в который входят 47 стран, есть и противники документа.
Так, один российский дипломат резко раскритиковал доклад во время подготовительной встречи и потребовал удалить его с сайта Совета.
Россия – не единственная страна, которая предпочла бы отправить этот доклад в дальний ящик. В последние месяцы группа государств втайне оказывала давление с тем, чтобы помешать опубликованию документа. Так, пакистанский посол в ООН 31 декабря 2009 года написал бельгийскому председателю Совета по правам человека. Организация исламских государств, которая представляет Пакистан, исходит из того, что этот доклад не может быть ни представлен на заседании Совета по правам человека, ни опубликован как официальный документ ООН. Кроме того, никакие средства не должны выделяться из бюджета ООН. В качестве обоснования пакистанский посол сослался на то, что Совет по правам человека никогда не выдавал мандат на такого рода исследования. Немного позднее нигерийский посол ООН от имени ряда африканских государств также выступил с подобным протестом.
Однако бельгийский председатель Совета по правам человека не внял усилиям по предотвращению опубликования доклада. Он подчеркнул, что тема прекрасно вписывается в мандат специальных докладчиков и рабочих групп. Великобритания тоже резко раскритиковала доклад, говоря о «недоказанных утверждениях». Однако Лондон, как и Вашингтон, готов обсуждать доклад в Совете по правам человека.
Правозащитники исходят из того, что за этим спором стоит не только попытка замолчать неприглядные факты. В будущем году работа Совета, основанного в 2006 году, должна быть подвергнута испытанию. Женевский представитель Amnesty International при ООН Питер Сплинтер отмечает, что налицо усилия ограничить независимость особых докладчиков. Окончательное решение еще не принято, а с докладом уже успели ознакомиться. Особый докладчик Шейнин надеется на конструктивный диалог: «Стыдно говорить только о процедуре и не говорить о содержании».
Комментарии