С 2 февраля начались очередные выплаты по советским вкладам в Сбербанке и Госстрахе. Размер компенсации зависит от возраста вкладчика (наследника) и срока хранения капитала: родившимся по 1945 г. включительно, за 1 рубль советского вклада дадут 3 российских рубля, тем, кто родился в 1946—1991 гг., выпадет счастье получить компенсацию в 2-кратном размере. Кроме того, по вкладам, действующим в настоящее время, а также по тем, что были закрыты в 1996—2010 гг., компенсация составит 100%, по остальным — от 60 до 90%, однако во всех случаях размер выплат будет уменьшен на суммы ранее полученных компенсаций. Сказать, что это несправедливо, — значит ничего не сказать.
Вводные предложения
На 1 января 1992 г. общая сумма вкладов в Сбербанке оценивалась в 320 млрд рублей, в Госстрахе — в 24 млрд рублей, вложения граждан в государственные ценные бумаги — в 342,2 млн рублей. Структуру сбербанковских вкладов проясняет первая табличка.
В 2010—2011 гг. на компенсационные выплаты по вкладам Минфин выделяет по 85 млрд рублей. Много это или мало? Это ничто — если считать, что на 1 декабря 2009 г. сумма внутреннего долга государства перед гражданами, посчитанная в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» (далее — Закон о сбережениях), оценивалась в 22 трлн рублей (для справки: общий объем расходов бюджета-2010 — 9,9 трлн рублей). Если озадачиться выплатой долга в таком объеме, то нынешними темпами это займет… 259 лет.
Вместе с тем, очевидно, что ни 2-кратный, ни 3-кратный размер компенсации справедливым не является. Посмотрим, как решают эту проблему наши собратья по СНГ. В Азербайджане, например, где срок погашения государственного внутреннего долга определен в 10 лет, размер компенсации установлен, исходя из суммы вклада и курса от $0,5 до $1 за каждый советский рубль. Схожий алгоритм принят и в Армении, где до 2015 г. за первую тысячу советских рублей будет выплачен эквивалент $200, за вторую и третью — по $140, от третьей до пятой тысячи — по $80, от пятой до десятой тысячи — по $40, более 10 тысяч — по $20 за каждую советскую тысячу.
Возьмем на вооружение подход Закавказских республик и сформулируем российскую схему компенсации. Наибольший компенсационный коэффициент должен быть применен к вкладам до 1 тысячи рублей. Почему? Потому, что обладатели наименьших вкладов и в советские времена жили небогато, что уж говорить о дне сегодняшнем. Конечно, некоторые из тех, которые при советской власти считались весьма обеспеченными людьми, нынче влачат жалкое существование, но согласитесь: малоимущих среди вкладчиков «до тысячи» не в пример больше. Во второй табличке представлена примерная схема компенсации вкладов.
Как видно, общая сумма компенсации уменьшилась в 3,5 раза с 22 трлн до 6,3 трлн рублей (около $210 млрд). Это, безусловно, прогресс, но все равно итоговая цифра выглядит неподъемной, особенно если вспомнить, что она равна 91,1% доходной части бюджета-2010. Слабым, но все-таки утешением для правительства могут стать несколько обстоятельств. Одни вкладчики за прошедшие 20 лет ушли в мир иной, не оставив по причине отсутствия наследников никаких завещательных распоряжений. Другие переехали за рубеж и поменяли гражданство, утратив тем самым право на получение возмещения. Третьи просто махнули рукой на свои «копейки», решив не портить нервы в боях с «социальным государством».
Однако, даже если предположить, что общая сумма государственного внутреннего долга России перед собственными гражданами снизится, скажем, на 20%, до 5 трлн рублей, проблема погашения обязательств все равно остается неразрешимой — у власти таких денег нет. О международных резервах можно забыть. Во-первых, на 1 января 2010 г. из $439,0 млрд резервов $152,1 млрд составляли средства Резервного фонда и Фонда нацблагосостояния. Во-вторых, международные резервы формируются путем обмена поступающей в страну валюты на рубли, иными словами, эти деньги уже в экономике, в том числе в наших кошельках. В-третьих, если одним махом компенсировать все сбережения и вбросить 5 трлн напечатанных рублей (что почти на четверть превышает все наличные деньги в обращении), ничего, кроме инфляционного взрыва, мы не получим. Едва ли «погорельцы» мечтают о таком исходе. Что же делать?
Простые решения
Выпуск государственных облигаций. Статья 5 Закона о сбережениях гласит, что «восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами». Нет ничего логичнее оформления целевых долговых обязательств в государственные облигации.
Важными аспектами облигационной эмиссии являются доходность и срок погашения. Если с доходностью государство определится как-нибудь без нас (спасибо, если вообще что-то будет платить), то при определении срока погашения за основу возьмем казахстанскую «подсказку». Там выпущенные под сбербанковские долги государственные облигации пенсионеры могут погасить через 5—10 лет, а трудоспособные граждане — через 15—20 лет. Добавим, что государственные облигации будут выпускаться в рублях, так что их дальнейшая судьба целиком и полностью будет находиться в руках государства.
Приватизация. В ст. 3 Закона о сбережениях закрепляется, что «государственный внутренний долг Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан гарантирован государственной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации». В эту статью следовало бы внести дополнение, касающееся гарантирования долга активами ЦБ РФ (Банк России является крупнейшим акционером Сбербанка). Имущество, принадлежащее государству и Банку России, должно стать обеспечением погашения государственных облигаций, о которых говорилось выше.
Именно по приватизационному пути пошли в Литве, где на компенсации вкладчикам было направлено 80% доходов от приватизации. Тогда предельный размер выплат был определен в 6 тысяч советских рублей, курс составил 1 лит за 1 советский рубль, что означало максимальную компенсацию в €1,5 тыс.
Россия не в пример богаче Литвы, правда, и объем обязательств несопоставим с литовским. Тем не менее при приватизации даже части государственной собственности и собственности ЦБ РФ, с тем прицелом, чтобы контроль государства и Банка России над крупнейшими российскими компаниями сохранился, можно погасить значительную часть долга перед вкладчиками.
В период 2003—2007 гг. поступления от приватизации федерального имущества составили всего 63,9 млрд рублей. Но, заметим, приватизировались небольшие ФГУП и АО, «крупняк» все последние годы был неприкасаем. Используется федеральная собственность из рук вон плохо: в последнем «тучном» 2007 г. бюджетные поступления от дивидендов по акциям составили всего 44 млрд рублей, тогда как доходы от размещения средств в разы меньшего Стабфонда — 152 млрд рублей. Так что государству есть чем расплатиться.
Пенсионное обеспечение и «материнский капитал». Если уж говорить о справедливом выполнении государственных долговых обязательств, то лучшего направления не найти. Все просто: вкладчики и наследники до 1966 года рождения включительно могли бы получить либо прибавку к пенсии, либо увеличить пенсионный капитал. Родившимся в 1967—1991 гг. государство могло бы приплюсовать причитающиеся выплаты к накопительной части пенсии. Аналогичную схему можно применить к «материнскому капиталу».
Государству реализация данного предложения выгодна по целому ряду причин. Так, деньги придется выплачивать не сразу, а частями, в соответствии с законодательством о трудовых пенсиях и «материнском капитале». Кроме того, как бы кощунственно это ни звучало, но нынешняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (по итогам 2008 г.: 61,8 года — для мужчин и 74,2 года — для женщин) говорит о том, что всю сумму компенсации выплачивать не придется, к тому же пенсионный капитал не наследуется. И в дополнение: постепенное погашение внутреннего долга через накопительную часть трудовой пенсии и «материнский капитал» будет способствовать появлению тех самых «длинных денег», о которых сегодня мечтают в правительстве. Но главное — этот вариант наверняка поддержит абсолютное большинство «погоревшего» населения. Чем не социальная инновация?
Диванная эффективность
Казалось бы, ничего экстраординарного в предложенных вариантах выхода из сбербанковского тупика нет, так почему же они до сих пор не то чтобы не внедряются, но даже не обсуждаются? Виной тому как минимум две причины. Первая состоит в том, что сытый голодного не разумеет: многие представители российской законодательной и исполнительной власти собственные денежные проблемы давно уже решили. Вторая заключается в том самом диване, с которого чиновничество все последние годы пыталось управлять экономикой: эффективность такого управления сегодня ясна всем.
Впрочем, в ближайшей перспективе справедливость в отношении советских вкладчиков Сбербанка, а их, кстати, насчитывается около 40 миллионов, вряд ли будет восстановлена. Резервные деньги кончаются, диванные команды обществом уже не воспринимаются, предчувствие турбулентности в экономике усиливается. Все, что нам остается, — это сходить в ближайший офис Сбербанка, получить причитающиеся крохи и громко выразить свое отношение к государству. Только не перепутайте государство с операционисткой. Поверьте, она ни в чем не виновата.
Комментарии
Еще вариант отдать этот долг в управление мастерам фондовых механизмов по типу русского купца-мецената Леденцова и в складчину все бы обогатились.
Может лучше все цены вернуть на прежние и вклады будут в самый раз!!!
Все кто разбогател с приходом Горбачева и Ельцина , у всех все отобрать и создать новое всеобщее государство.
Будем за вас голосовать! :))))))
Подымайте Сталина и спрашивайте чего делать...