«Болгарский сюрприз», или «козыри» НАТО

Россия ждет подробных объяснений по поводу намерений Болгарии разместить на своей территории элементы американской ПРО, заявил глава российского МИД Сергей Лавров.

Глава российского МИД в интервью телеканалу "Россия 24" прокомментировал последние события в мировой политике, находясь в самолете по пути из Кубы в Никарагуа. В настоящее время глава российского внешнеполитического ведомства совершает турне по странам Латинской Америки.

Лавров обратился к теме Болгарии, а именно - планам по размещению на болгарской территории элементов ПРО США. Министр подчеркнул, что Россия ждет подробных разъяснений относительно планов Болгарии разместить у себя элементы американской ПРО, задав при этом риторический вопрос: "Почему вслед за румынским сюрпризом - болгарский сюрприз?"

По словам министра, Россия ждет разъяснений, и такие разъяснения были обещаны. Прежде всего, Россия ведет разговор с США. Лавров считает, что таким образом России дают понять, что это не более чем реализация модифицированного плана по размещению ПРО в Европе, который объявил Обама в сентября 2009 года.

Вместе с тем Лавров отметил, что Москва и Вашингтон к настоящему времени практически полностью согласовали новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). "Могу заверить вас в том, что договор согласован на 97%. Возможно, пока идет наш разговор, договор уже согласован на 97,5%", - сказал глава российского МИД. Ранее президент России Дмитрий Медведев говорил о том, что договор по СНВ согласован между Москвой и Вашингтоном на 95%.

Министр подчеркнул, что новый договор должен быть паритетным, он не должен давать никаких односторонних преимуществ ни одной из сторон, и этот момент для России является принципиальным. Лавров подчеркнул, что договоренности на уровне военных экспертов достигнуты, и сейчас речь идет о том, чтобы эти договоренности переложить на язык дипломатии. То есть, российские и американские дипломаты находятся уже на самом последнем этапе, и на этом этапе возникают сложности, потому что партнеры пытаются получить для себя преимущества.



Между тем ранее в новой военной доктрине Россия выразила серьёзную обеспокоенность стремлением НАТО наделить свой силовой потенциал глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, а также приблизить военную инфраструктуру стран - членов Альянса к российским границам, в том числе путем расширения блока. Этот тезис вызвал критику со стороны руководства Альянса. По мнению рукововодства блока, новая российская доктрина противоречит попыткам НАТО наладить отношения с Москвой. Эксперты, между тем, недоумевают по поводу таких заявлений.

Президент США Барак Обама 17 сентября 2009 года объявил о внесении изменений в планы по созданию системы противоракетной обороны. США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, но отсрочили их развертывание до 2015 года. До момента появления первых наземных объектов берега Европы будут патрулировать военные корабли США с ракетами-перехватчиками на борту. В пятницу стало известно, что Вашингтон проведет переговоры с правительством Болгарии о размещении на ее территории элементов новой системы противоракетной обороны США. Об этом заявил премьер-министр балканского государства Бойко Борисов, уточнив, что поддерживает этот план.

"По моему мнению, надо проявить солидарность. Когда твоя страна является членом НАТО, необходимо работать над совместной безопасностью", - сказал болгарский премьер. При этом Бойко Борисов отметил, что окончательно решение по этому вопросу будет зависеть от позиции парламента страны и Евросоюза. "Это решение не будет приниматься мной единолично. Мы ждем ответа от Еврокомиссии и от болгарского парламента", - добавил он.

Главными кандидатами на размещение наземных элементов системы ПРО являются Польша и Чехия. Неделю назад о согласии разместить на территории Румынии ракеты-перехватчики ПРО США заявил президент страны Траян Бэсеску. Вашингтон подтвердил планы размещения ракет-перехватчиков на территории Румынии, уточнив при этом, что они направлены против "возможной угрозы" со стороны Ирана.