Между Европой и Ордой
Съезд партии «Согласие» в субботу прошел под привычным знаком — с жалобами на то, что мы «победили» на выборах, но нас снова не берут в правительство. Однако лидеры партии упрямо отказываются серьезно проанализировать причины такого игнорирования. Вместо этого они неустанно повторяют и внушают себе версию: нас все равно не возьмут — что бы мы ни делали потому, что мы «Согласие».
Такая убежденность тесно перекликается с многократно повторяемым президентом России Владимиром Путиным необоснованным утверждением: независимо от того, что будет делать Россия, Запад будет реализовать в отношении нее враждебную политику и применять санкции. Украина якобы является лишь предлогом. Мол, у Запада против России заговор, точно так же, как у политической элиты Латвии — против «Согласия». Эти теории заговора освобождают виновников от поиска того, в чем скрыты причины неприязни к ним.
Думаю, что и Путин, и Ушаков (Нил Ушаков — мэр Риги, лидер латвийской партии «Согласие», — прим. ред.) хорошо знают эти причины, только отказываются их принимать. Что касается России — слишком многое из того, что она делает, неприемлемо для Запада. Путин может пытаться уверять сам себя и своих сторонников, что Россия «ничего такого особенного не делает, только то же самое, что и Запад», но так кажется только при поверхностном рассмотрении фактов. Анализ нюансов ситуации раскрывает принципиальные различия. К примеру, в случаях Косово, Югославии, Ирака или Ливии не было присоединения какой-либо территории у другому государству, а также контекст и предыстория этих событий совсем иные.
И «Согласие» может думать, что причина вне этой партии: мол, мы ничего такого не делаем. Только то же самое, что другие. Но это не совсем так. Прокремлевский российский писатель Захар Прилепин недавно опубликовал на интернет-сайте радиостанции «Эхо Москвы» статью, в которой выразил мнение, что вопрос о том, является ли Россия Европой, бессмыслен, и он интересует лишь ничтожную часть россиян. Прилепин подчеркивает, что Россия существовала много веков до европеизации Петра I, и ее корни нужно искать в Византии и в монголо-татарской Орде. Точно так же, как в 19-м веке российские аристократы говорили по-французски, в 13-м веке все князи знали татарский язык.
Свою статью писатель завершает фразой: для того, чтобы Россию причислить к Европе, есть одно препятствие — Россия.
Для вхождения в правительство Ушакова и его партии тоже имеется одно препятствие — это отсутствие ясного ответа на упомянутый Прилепиным вопрос. Одобряет ли партия «Согласие» европейские ценности или держится за ордынские? Ясно, что в Латвии как среди русских, так и среди латышей есть определенная часть общества, у которой эти ордынские ценности со времен оккупации глубоко в крови. Так называемые латышские партии, по меньшей мере, выдают себя за европейские, и их лидеры в своих публичных выступлениях рисуют европейскость как идеал. В свою очередь, «Согласие» неспособно скрыть, что оно в большей или меньшей степени поддерживает неевропейское отношения Путина к окружающему миру и существующую в России модель отношения государства и общества или даже восторгается ими.
Эта поддержка проявляется в двух важных пунктах. Во-первых, в отказе твердо осудить политику России на Украине и, во-вторых, в отказе денонсировать договор с «Единой Россией». «Согласие» может интерпретировать оба эти пункта, как угодно, но они ясно обозначают разделительную черту между европейским пониманием порядка вещей и тем пониманием, корни которого следует искать в Византии и Орде. Самому Ушакову может казаться, что он настоящий европеец — свободно говорит по-английски, долго жил и учился в Дании, элегантно использует политические манеры и риторику западников, однако время от времени вылезает скрываемая под изысканными европейскими костюмами козлиная нога. Как иначе оценить шутку Ушакова в отношении премьера Страуюмы, которую он назвал генеральным секретарем КПСС Леонидом Брежневым в юбке? Пытаться оскорбить женщину, которая годится в матери, и косвенно указать на ее возраст — это в высшей степени нетактично. Такие выпады на пространстве европейских ценностей звучат, как безвкусица.
Есть только один способ, как Ушаков и партия «Согласие» могут полноценно включиться в политическую систему Латвии — сделать недвусмысленный (чтобы не было места для интерпретаций) выбор в пользу Европы и дистанцироваться от ордынской России (сохранив дружеские отношения с европейской Россией). Потерять часть электората, но зато прекратить надоевшее самой партии лавирование между Европой и Ордой.
Комментарии
Потому что в 1958 году в Европе произошло присоединение Саарской области к Германии, а позже - присоединение Восточной Германии к Западной.
И все крики о "воссоединении" могут быть применены к ситуации в Крыму, пробывшему в составе Украины намного меньше, чем в составе России.
1.Во-первых,что хуже-присоединение или убийства мирных граждан.Голова хоть варит у этого писателя? Самое дорогое на свете-жизнь.США убивает людей по всему миру и показывает на других пальцем-мол,смотрите,присоединяют.Пусть все правозащитники мира сначала пиндосов осудят.За убийства.А потом,может и до присоединений дойдем.А может и нет(там все живы и здоровы-чего там обсуждать).
2.Второе,если автор имеет ввиду Крым,то там были выборы(голосование).Это общеизвестно.И потом,даже без всякого голосования(представим) мы имеем полное право на свою землю.Более того,нам должна Украина выплатить контрибуцию за незаконную оккупацию Крыма в течении 23 лет (1991-2014)..
Ну и бредятина...
Дистанцироваться от марионеточной проамериканской Латвии, сохранив дружеские отношения с российско-ориентированной Латвией
Аффтор напрасно уничижительно говорит об Орде. Однокоренные слова - Орден (небольшой отряд), Ордунг (нем) - порядок.Ордер (англ) - документ. Оттоптались наши предки на Европе. До сих пор бояться.