Водка не прощается с тобой
Цена ослабления регулирования алкоголя — 5,5 млн жизней к 2030 году
Количество произведенного алкоголя и смертность в России тесно связаны. Снижается первое — снижается и второе. В этом году власти уже разрешили рекламу пива в прессе, на стадионах и в спортивных телетрансляциях (до 2019 года). Также отменено подорожание водки на ближайшие пару лет, что может привести к росту спроса на алкоголь, из-за чего продолжительность жизни россиян снова может снизиться. Об этом предупредил экономист Андрей Коротаев, выступая 12 декабря на международной конференции «Глобальное старение населения и будущее России» в Институте Гайдара.
Коротаев представил доклад, выполненный вместе с Юлией Зинкиной, его коллегой по Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).
График ниже показывает, что производство алкоголя и смертность в России коррелируют.

Источник: РАНХиГС
Конечно, корреляция между двумя показателями не означает причинно-следственной связи, но заставляет задуматься.
В 2005–2012 годах ожидаемая продолжительность жизни россиян выросла на 5 лет — с 65,5 до 70,5, сказал Коротаев. Это лучший результат среди всех стран Европы, Америки и Азии, и его удалось добиться преимущественно за счет снижения алкогольной смертности.
За последний год появилось много законодательных инициатив, которые могут развернуть эту положительную тенденцию, говорится в докладе. Например, как сообщает РБК, Росалкогольрегулирование (РАР) не будет повышать минимальную цену на водку ни в 2014, ни в 2015 году. Также власти думают над тем, чтобы разрешить продавать алкоголь по интернету. Если эти и другие подобные законопроекты будут приняты, то население России в будущем сократится гораздо сильнее, чем можно было бы ожидать. На графике ниже сохранение текущих тенденций названо инерционным сценарием, а принятие законов, упрощающих жизнь продавцам и покупателям алкоголя — алкогольно-пессимистическим сценарием.
Население России, млн человек

Источник: РАНХиГС
На графике видно, что расхождение между двумя кривыми растет, а значит — растет и цена принятия «алкогольных» законов. Из-за них население России сократится на 2,3 млн человек к 2020 году и на 5,5 млн — к 2030-му.
Только запреты спасут Россию
В России среди экспертов есть два основных течения. Одни говорят, что только запреты работают и с алкоголем нужно жестко, бескомпромиссно бороться. Другие используют аргументы в духе «Исчезнет или подорожает легальный алкоголь — начнут пить боярышник» и предлагают воспитывать в гражданах культуру. Этот спор ведется не один год. «Русская планета» разобралась в аргументах обеих сторон.
Доклад Коротаева и Зинкиной, очевидно, принадлежит к первой группе. Есть ли у «запретителей» подтверждения своей точки зрения?
Существует множество исследований, но самое интересное проведено Мариной Колосницыной, Натальей Хоркиной и Маратом Ситдиковым из Высшей школы экономики (ВШЭ), которые изучили ночные ограничения продажи алкоголя в 79 регионах России в 2009-2010 годах. Против запрета на продажу спиртосодержащих напитков в ночное время можно выдвинуть такой умозрительный аргумент — люди или закупят питье заранее оптом, или еще сильнее напьются с утра, или купят ночью какой-нибудь бормотухи, поэтому в итоге запрет не снизит потребление алкоголя. Однако работа ученых из ВШЭ опровергает это мнение. Опуская подробности методики, скажем: авторы доклада опросили граждан в 2009 и 2010 году о том, сколько алкоголя они употребляют. Именно опрос, а не данные по продажам в магазинах, нужен для того, чтобы учесть потребление и легального, и нелегального алкоголя (та же бормотуха в статистику продаж не попадет).
Оказалось, что в целом в регионах, где ночью алкоголь не продавали, потребление алкогольных напитков за год снизилось, а там, где по-прежнему продавали круглосуточно — возросло. Например, в тех субъектах России, где продажу запретили на 10-12 ночных часов, среднее потребление алкогольных напитков, продаваемых в магазине, в пересчете на литры чистого спирта (без учета пива) упало с 6,24 литров в 2009 году до 5,94 в 2010 году. Там, где ничего не запрещали, выросло с 5,59 до 5,78 литров.
Одновременно в регионах с ограничениями среднесуточное потребление самогона уменьшилось с 260,7 граммов в 2009 году до 235,5 граммов в 2010 году. Наоборот, в регионах без запретов самогона стали пить больше — 276,6 граммов в сутки в 2010 году против 270 в 2009.
Возможное объяснение состоит в том, что и абсолютные трезвенники, и запойные алкоголики не реагирует ни на какие запреты. Но большинство населения — это средняя прослойка, которая, увидев закрытый винный отдел, не пойдет искать в полночь самогон и не захочет «затариться» им впрок, а просто уснет и утром пойдет на работу. Что, возможно, спасет их от смертельного обострения хронической болезни печени, сердца и снизит вероятность вождения навеселе. Так и получается, что даже частичные запреты на алкоголь уменьшают смертность.
Разумеется, есть множество вопросов к методике исследования, например, насколько можно доверять опросам, но если Колосницына, Хоркина и Ситдиков правы и ночной запрет на алкоголь действительно работает, то почему бы и другим жестким мерам (ограничения мест продажи, повышение цен) тоже не работать.
Существуют и другие исследования, которые показывают — при ограничении продаж алкоголя смертность в России падает даже с поправкой на то, что определенная часть людей переключается на суррогаты и самогон. Так, Национальное бюро экономических исследований США публиковало исследование о влиянии антиалкогольной кампании Горбачева на снижение смертности. Журнал SmartMoney приводил данные о снижении смертности в 2006 году после того, как из-за введения электронной системы учета алкоголя ЕГАИС в 2005 году в магазинах начались перебои со спиртным.
Любовь к вину против «сухого закона»
Противники жестких антиалкогольных мер в мире обычно напоминают про «сухой закон» в США, который не уничтожил пьянство, зато породил мафию. В России обычно ссылаются на статистику о том, что при падении потребления легального крепкого алкоголя растет потребление нелегального. Так, в начале декабря вице-премьер Александр Хлопонин оценил потери бюджета из-за теневого оборота алкоголя в 30-50 млрд рублей в год, по сообщению РБК. Он сказал, что часть экспертов считает — сегодня минимальная цена на водку (220 рублей за поллитра) завышена, поэтому значительная часть алкоголя уходит в теневой сегмент. Хлопонин уточнил, что так считает только часть экспертов, мнения разошлись, поэтому окончательное решение о минимальной цене водки выработают к марту.
В условиях, когда мнения разделились, а надежной статистики нет, некоторые специалисты пытаются доказать, что нужно не уменьшать количество потребляемого алкоголя, а менять его структуру — заменить крепкие напитки вином.
Действительно, в 2013 году средний уровень потребления алкоголя в России составил примерно 13,5 литра чистого спирта на душу населения, заявил главный нарколог России Евгений Брюн (по сообщению «Ленты.ру»). В 2012 году этот показатель равнялся 15,6 литра, а в 2010 году — около 18. Но 13,5 литров в год — это вполне европейский показатель. Например, средний француз в 2003-2005 годах, по данным Всемирной организации здравоохранения, потреблял 13,4 литра чистого алкоголя в год. И Франция, где в основном пьют вино, а не водку, таких проблем с алкоголизмом, как Россия, не испытывает.
Правительство спокойно относилось к экспансии пивных компаний в России в 2000-е годы отчасти потому, что надеялось на замещение потребление водки пивом, рассказал РП директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Но эта попытка провалилась. «Пиво не замещает крепкий алкоголь, так как у нас психологически не считается алкоголем», — рассуждает он. Но с вином может получиться. Если исходить из мирового опыта, то Западная Европа и СССР после Второй мировой, а также Финляндия в 90-х успешно переключили часть потребления своих граждан с крепкого алкоголя на вино благодаря льготам для виноделов.
Кроме экономических мер на деле сокращают потребление алкоголя, по словам Дробиза, улучшение качества жизни. Другими словами, если люди перестают жить в тяжелых условиях, то потребность в алкоголе сокращается. Кроме того, растет автомобилизация, а за руль пьяным нельзя, и меняется характер труда — люди переходят с улиц в офисы, где более строгое отношение к выпивке. Изменение «алкогольных» привычек, судя по опыту европейских стран, может занять годы и даже десятки лет.
Какая бы группа экспертов не была права, в России, к сожалению, все идет к тому, чтобы потребление алкоголя и рост смертности снова начали расти. С одной стороны, власти ослабляют ограничения на алкогольную отрасль, чтобы наполнить пустеющий госбюджет, а с другой стороны — в стране начинается экономический кризис, который может ухудшить качество жизни и заставить людей пить больше.
Комментарии
-Культуру - в массы! – кричала, хлопая ему стоя, русская интеллигенция.
Революция в СССР произойдет тогда когда водку будет трудно достать...
Что и произошло.
В 1917 г.между прочим тоже был введен сухой закон...
Bывод:чем меньше будут пить,тем быстрее свергнут антинародный режим.
Мое личное наблюдение.
Независимый ресурс новостей превращается в очередной клон эха москвы, росбалта и слон ру. Из новостей подавляющее большенство негатива про Россию и немного нейтральных чтоб разбавить.
При этом из личного опыта - когда попробовал опубликовать позитив про Россию, то отклонили под предлогом "региональных новостей не публикуем". Этоким макаром можно все из Русских новостей отклонить. Спецально посмотрел правила для публикации этого ресурса. Там такого запрета нету.
Все это очень печально.
*****
У меня сосед Петрович, слесарь по жизни, лучше всех школьников экономики знает как работают эти ограничения. Водки не убывает, а разница в ценах идёт в нужные карманы.
http://newsland.com/news/detail/id/1478252/