Луганск между Россией и Украиной

В Луганске и Харькове пошли по примеру Донецка и провозгласили своих народных губернаторов. Луганские протестующие выбрали Валерия Болотова, командира так называемой армии Юго-Востока. Выборы проходили в захваченном ополченцами здании СБУ. Так же было принято решение о проведении двух референдумов - о статусе регионов и о вопросе нахождения в составе Украины. Эти референдумы решили назначить на 11 и 18 мая соответственно.

Восток Украины, пораженный народными волнениями, начинает идеологически раскалываться на несколько частей. Одна часть тяготеет к России, другая же продолжает поддерживать территориальную целостность Украины. К этой части принадлежит и  глава общественной организации «Народный фронт Луганщины» Григорий Валентинович Пригеба. В интервью КАВПОЛИТУ он рассказал, что движет людьми, вышедшими на площади украинских городов, от каких проблем годами страдают жители Луганска, о фигуре народного губернатора и об обманутых надеждах украинцев. 

- Вчера в Луганске выбрали народного губернатора Валерия Болотова. Что вам известно об этом?

- Вот вы – граждане Российской Федерации. У вас могут так две или три тысячи человек взять и выбрать губернатора Ростовской области? Я, например, живу в Ленинском районе. Сейчас соберу народ, выберу лидера какого-нибудь лидера военного городка или еще кого-то.

К сожалению, мы живем в такой стране, без сильных политиков. Сначала было три человека в оппозиции, без одного лидера, ворюга проворовавшийся, которого избрали бедные люди.

- Это вы о ком?

- О миллиардере Януковиче, о ком же. Ну как можно 70, или 30, или 40 миллиардов за три года семье своей дать, помочь в трудную минуту, когда бедствует вся страна.

Путин, конечно, более продуманный руководитель. Поэтому у вас еще такого возмущения нет. Он правильную политику избрал, когда шел на последний президентский срок. Усилил финансово в разы армию и милицию, и сегодня обезопасил ситуацию в какой-то степени. Но вообще люди тут не богаче живут. У меня половина родни в Ростовской области – там такие же проблемы, как везде.

- А много ли в Луганске проблем человеческих?

- Да полно. За 15 лет закрыто очень много шахт, и в тех регионах, где очень высокая безработица, люди как раз возмущаются. Их возмущения подогревают запугиваниями: мол, бандеровцы, фашисты угрожают. А людям какая разница? Им еще и тарелку борща нальют, вот они и живут у нас в областном центре, в палатках, приходят на митинги. Там целый городок организован.

- Кто эти люди, в основном? 

- Это безработные. Вот представьте: ко мне подходит человек, ему 37 лет, а он выглядит старше меня (Григорию Пригебе 52 года – КАВПОЛИТ). Он говорит мне: помните, вы у нас были, в Ореховке. Мне было тогда 25 лет, говорит он. "Вы рассказывали, что рабочие места будут создаваться, а я с тех лет ни разу не работал", – говорит.  Вот этот человек пришел на митинг. Какая ему сегодня разница, за кого быть – за Россию или за Украину? Ему нет разницы.

Большинство людей на Западной Украине – такие же люди, тоже просто хотят жить в нормальной стране с нормальными стандартами, без разницы, чьи они будут. Просто стандарты человеческой жизни почему-то выше в европейских странах, в Америке, в Австралии. Начиная от рождения ребенка и заканчивая периодом, когда человек отправляется на пенсию.

- Вам что-то известно о новом народном губернаторе?

- Новый народный губернатор, которого назначили эти бедные люди, он заложник ситуации, потому что он участвовал в захвате СБУ. И они теперь не знают, что с оружием захваченным делать. Хотя для них, как я понимаю, сейчас создают все условия. Говорят им: сдайте оружие, вы будете реабилитированы, будете участвовать во всех структурах государственных, предлагаемых согласно Конституции.

В принципе, этот губернатор неплохой хлопец. Я видел его, но не общался с ним, хотя хотелось бы пообщаться. Вроде он бывший военный. Но он какой-то неактивный. Есть у него в душе волнение, по-моему. Я видел с ним интервью, он такой задумчивый. И говор его меня настораживает. Он больше пророссийский паренек. И никто не знает, откуда он, но вроде не из Луганска. Откуда-то из области. Многие не знают, откуда он нарисовался. Сколько я живу, я его никогда ни в общественных движениях, ни в каких-то еще активных фазах, на митингах, не видел. Может, не замечал, конечно.      

- А чем политика вашего общественного движения отличается от политики этих людей?

- У нас тоже общественное движение, мы собираемся возле памятника Шевченко. Но мы собираемся под украинскими флагами. Мы тоже против власти, против коррупции, против всего этого.

Нам не нравятся новые власти. Вы думаете, мне нравится Турчинов или Яценюк? Или те же олигархи, которые прутся в президентскую кампанию? Нет. И я буду первым, кто будет их игнорировать. Но в каком плане: показывать, что они не так делают, как они злоупотребляют властью. Мы это на тормоза спускать не будем, и будем поднимать людей против тарифной политики, против того, что берут деньги в институтах, школах.

Реформы надо предлагать нашим депутатам, контролировать их. Но мы стоим под украинским флагом, мы поем гимн Украины, хотим мы этого или не хотим, нравится нам это или нет. Региональный язык должен быть, все должно быть так, как удобно людям. Но стоять сегодня и кричать "Россия, Россия, Путин, Путин, Христос" – ну, извините, я уверен, там святого меньше, чем они кричат, эти люди. Они этого просто не понимают. Кто-то заводит их и раскачивает.

- Те референдумы, которые назначил сейчас народ в Луганске, они легитимны?

- Нет, ну как они могут пройти? Ну вот они назначили его. Но для этого все местные органы власти должны готовить референдум. Собралось две, три тысячи человек, а у нас проживает два миллиона двести человек. Мы тоже собираемся по 500, 600 человек. Можем собрать и больше. Вот, предприниматели еще не восставали, например. А у нас только 50 тысяч субъектов предпринимательской деятельности зарегистрировано. Они еще не показывали свою активность, потому что это люди, которые каждый день зарабатывают на хлеб насущный. Им просто некогда выходить на эти митинги.

Мы не говорим об олигархии. Они боятся сейчас. Они запустили эту машину, но теперь сами боятся под каток попасть – Ефремовы наши, Голенки, руководители области. Они вроде бы и "за", но теперь сами не поймут, потому что там же теперь кричат, что "всех паразитов уберем, всех сволочей, которые у нас воровали". При Ефремове за 15 лет закрыто было около 50-ти шахт. И много населенных пунктов фактически осталось без работы. И представьте, что он будет делать? Сохранит какие-то свои капиталы и уедет. Не в Россию, но где-то найдет прибежище, в Европе.

Все говорят – Россия, Россия. Но не скупают рубли, а берут евро и доллары. Детей отправляют учиться в Лондон, в Германию, я не говорю про Америку. Лечиться и отдыхать тоже едут в Баден-Баден, Карловы Вары. Поэтому когда нам преподносят двойные стандарты и рассказывают, что мы братские народы, славяне, Киевская Русь... Образованному умному человеку понятно, что это спекуляция перед беднотой. Нельзя так делать. Это большой грех. Эти люди будут прокляты. Они не будут как Романовы, которые помазанники Божии. Они себе просто одевают корону.

Проклят будет Янукович, его место в аду.  Он обманул очень многих людей, причем серьезно. На Луганщине ему чуть ли не руки целовали, чуть ли не молились на него. Теперь это обманутые люди. Я знаю многих людей, которые до того были разочарованы, что чуть ли не с жизнью готовы были покончить.

Вот представьте, насколько все эти люди за это время доведены сегодня до отчаяния. И Юле (Тимошенко – КАВПОЛИТ) верили многие, и Ющенко. Спекуляция эта на людях – на патриотах, на бедных – продолжается. Людей очень жалко.

- Как вы думаете, референдумы в итоге будут проведены?

- На все воля Божья. Что-то уже ведь пытались проводить, кидали в урны. В Донецке вроде уже провозгласили кого-то... Но есть же законодательство. Как бы мы того ни хотели, но есть легитимная Верховная рада. Если даже президента не стало, никто не исключает, что легитимный орган в виде Верховной рады остался. Этот легитимный орган изменил строй, который был по Конституции. Конституционным большинством проголосовали за парламентско-президентскую республику. После этого высшим органом исполнительной власти у нас становится Кабинет министров. Теперь нам президент триста лет не нужен.

Я вообще не пойму, зачем нам выборы президента. Надо было 25 мая избирать Верховную раду, переизбрать ее, если люди Востока возмутились. Переизбираем депутатов, и депутаты уже, создав коалицию, согласно Конституции, избирают высший законодательный орган власти в лице премьер-министра.

- А на референдуме в Луганске вы будете голосовать?

- Ну это незаконно. Понимаете, есть же Конституция. Вот знаете, как для меня: человек православный родился, и первая книга для него – это Библия. А вторая – это Конституция, в какой бы мы стране ни жили. Вот дал нам Бог жить в Украине. Хотим мы, не хотим – есть символы. Флаг, где желтый – это пшеница, голубой – это небо. Герб – еще от князя Владимира. Есть три символа, и надо это знать. Живете в этой стране – изучите этот гимн и пойте его. Нет – езжайте в другую страну. Я вот уже троим купил билеты в Россию, и пусть они там будут счастливы.