События в Калининграде – начало процесса обновления России

В Российской Федерации участились всевозможные митинги, демонстрации и пикеты. В нашем эфире профессор Влодзимеж Мартиняк будет рассуждать о том, какой будет политическая ситуация в государстве в ближайшее время.

Вопрос: В минувшие выходные в Калининграде вышли на митинг протеста, по разным данным, от 6 до 12 тысяч человек. Толчком к протестам стало намечающееся повышение транспортного налога. Однако этим не ограничилось: митингующие требовали отставки губернатора области, правительства и премьер-министра Путина. Можно ли этот протест считать началом более масштабного процесса гражданского неповиновения в России?

Мартиняк: Это не первые акции массового протеста в России во время кризиса. Раньше мы имели дело с похожими, но не идентичными протестами в Приморском крае, в Хабаровском крае, а также в отдельных городах: самый известный случай - это Пикалево. Можно сказать так, что превращение точек социально-экономического напряжения в политические протесты в России зависит от фактора местной власти, степени ее независимости, возможностей локальных властей решать проблемы. Ход событий в Пикалево и в Калининграде показывает, что местные власти неспособны, не в состоянии это делать, что приводит к тому, что протест, который возникает на локальном уровне, очень быстро превращается, если можно так сказать, в конфликт между локальной местной общественностью и Москвой. То же самое случилось в Калининграде, где протесты против введения нового транспортного налога превратились в протесты против местного губернатора как назначенца Путина. И впервые в таком массовом масштабе был сформулирован лозунг «Путин - в отставку!». В этом смысле можно сказать, что это - новое.

Вопрос: То есть, последние акции протеста отражают процесс «созревания» россиян. Для Кремля, кажется, это довольно серьезный сигнал?

Мартиняк: Я бы не хотел оценивать в таких категориях, что люди «дозревают», потому что это предполагает, что они до сих пор были «незрелыми». Но трудно не заметить новых элементов. В России, конечно, до сих пор очень часто возникали протесты, появлялись протестные настроения по разным очень конкретным проблемам. Люди очень хорошо организовывались, они протестовали, создавали какие-то общества, товарищества защиты своих собственных прав, они создавали сайты в Интернете, устраивали пикеты и так далее, и так далее, то есть вели себя как граждане просто, члены гражданского общества.

Все это было очень неустойчиво, ситуативно, временно и так далее. В Калининграде мы впервые наблюдаем, мне кажется, новую ситуацию, когда настроения простых людей, связанные с экономическими вопросами, совпадают с лозунгами, которые выдвигают представители неорганизованной оппозиции, которая до сих пор действовала в достаточно узком кругу и не была в состоянии оказывать значительного влияния на общество. Но как раз в Калининграде мы видели совпадение или даже изменение этих двух элементов - то есть граждан, которые протестуют и выступают за свои права, и политических лидеров, которые формулируют политические лозунги.

Вопрос: Господин профессор, а можно ли ожидать, что оппозиционные партии в России станут играть более заметную роль на политической сцене?

Мартиняк: Ну, если вы имеете в виду конкретные организации, которые до сих пор действовали, и тех конкретных политических лидеров, часть из которых была в Калининграде и там выступали, - это не столь важно. Старые структуры, старые лидеры - они уже живут в своих нишах, и очень сложно себе представить, чтобы они могли играть новую политическую роль. Они встроены в предыдущую систему. А дело в том, возможна ли трансформация и модернизация российской политической системы, а не движение в рамках уже созданных структур и институтов.

Вопрос: А при каких обстоятельствах, на ваш взгляд, в России может произойти процесс демократизации общественной и политической жизни?

Мартиняк: До сих пор всегда такие изменения - в начале еще Российской империи, в конце существования Российской империи, в Советском Союзе - происходили как движение сверху. Но мне кажется, что на сегодняшний день это очень сложно себе представить. И если такие изменения произойдут, это только в случае давления снизу, которого, мне кажется, все стороны очень боятся. События, которые произошли именно в Калининграде - это действительно начало процесса обновления, модернизации России, которое начинается именно с низов общества, что очень характерно, как бы с окраин государства.