Турчинского убили «скорая» помощь и реформа здравоохранения
Владимир Турчинский мог быть жив и сейчас, если бы медики приехали вовремя, полагает супруга атлета Ирина. Но помощи от врачей пришлось ждать полтора часа. "Скорая помощь", которая находилась недалеко от их дома, отказалась приехать, обосновав это тем, что по закону они не имеют права к ним (в деревню Пашуково Ногинского района) приезжать, так как не обслуживают данную территорию. И Ире пришлось вызывать "скорую" из Москвы, которая ехала полтора часа, а Володя еще полчаса жил. Его можно было спасти", - рассказала она на пресс-конференции на 40 дней.
Напомним, что известный спортсмен и шоумен Владимир Турчинский умер в возрасте 46 лет утром 16 декабря в своем доме в деревне Пашуково Ногинского района Подмосковья. У него остались жена и двое детей.
От редакции: Председатель редакционного совета ФОРУМа.мск Михаил Делягин откомментировал новость весьма лаконично: Турчинского убили "скорая помощь" и реформа здравоохранения.
Однако, думается, ситуация требует несколько более развернутого комментария. Хотя бы потому, что если "скорая" виновата, то реформа здравоохранения тут ни при чем - и не потому что чиновники такие хорошие, нет. Просто то, что называют "реформой здравоохранения", до таких "мелочей", как оказание помощи больным не опускалась - весь процесс реформирования заключался, по существу, в изменении принципов финансирования, направления денежных потоков и максимального устранения министерства от вопросов собственно охраны здоровья.
Для начала, правда, отмечу, что своевременный приезд "скорой" вовсе не обязательно означал сохранение жизни пациента - примерно в то же время погиб наш друг и товарищ Антон Суриков, примерно так же, как Турчинский, примерно в таком же возрасте - "скорая" приехала буквально через 20 минут, быстрее вообще не бывает. Но все равно было уже поздно. Но, конечно, приезжать к больному все равно нужно вовремя - это аксиома.
Однако такой случай, как с Турчинским, мог произойти и в советское время, потому что система "скорой помощи" с тех пор практически не реформировалась, а изменение некоторых организационных принципов ее работы назрели еще тогда, в конце 80-х, о чем, кстати, я писал в то самое время и в "Медицинской газете", и в "Московском комсомольце"(в то время у меня у самого еще был свежий опыт работы на "скорой"). Потом как-то забылось - и так и осталось в том виде, в каком существовало 20 лет назад.
Итак, во-первых, Москва и Московская область - этол два разных субъекта Федерации, по сути - два разных княжества. В каждом княжестве есть своя система здравоохранения - я не преувеличиваю, организация системы здравоохранения в двух соседних субъектах Федерации отличается очень заметно.
Скажем, в Москве на базе Института Склифософского существует общегородская Станция скорой медицинской помощи- это единая организация, с единой диспетчерской службой, которая направляет по радиосвязи бригады скорой помощи, базирующиеся на т.н. "подстанциях" - своеобразных базах, расположенных по всему городу. Единая диспетчерская также дает наряды на доставку больных в то или иное лечебное учреждение.
Я нарочно не удаляюсь подробно в регламентацию собственно лечебного процесса и процесса оказания помощи, речь идет лишь об Организации и тактике медицинской службы (ОТМС), если формулировать по-военному. Кстати, эту дисциплину проходят на военной кафедре, то есть с ней знакомы только врачи (и медицинские начальники) мужского пола (а в последнее время и они не все, поскольку военная кафедра является предметом выбора. а не обязательным условием получения медицинского образования, как это было у русских врачей в последние 100 лет). А медицинские начальники, в основном, как раз женщины - в свое время незнание ОТМС организаторами медицинской помощи во время событий на "Норд-Осте" уже обошлось в довольно большое количество жизней. А всего-то требовалось верно организовать медсортировку и способ эвакуации.
Впрочем, такие ошибки случаются - одно дело условия мирного времени, другое дело, по сути, война. Но плохо, что выводов из этих ошибок сделано не было, и случись нечто подобное - опять будут лишние жертвы. Хотя на каждом морге написано латинское изречение: "Hic locus est ubi mors gaudet succurrere vitae" - "Здесь мертвые помогают живым".
Для начала средства медицинской эвакуации - обычно это микроавтобус, в котором оборудовано 1 место для лежачего больного. В нормальных условиях мирного города - это хорошее решение.
А теперь сравним микроавтобус УАЗ - мало того, что его проходимость намного выше (что иногда является решающим фактором в условиях российского бездорожья), но в случае необходимости в УАЗе можно перевозить 5 (!) лежачих больных, поскольку машина рассчитана на военное время и оборудована дополнительными кронштейнами для крепления носилок. Есть разница?
Когда же, как, например, во время событий на "Норд-Осте" на одном "пятачке" скопилось несколько сотен пораженных отравляющим веществом (ОВ) организовать бесперебойное курсирование опять же сотен микроавтобусов "скорой" было положительно невозможно, в итоге пораженных вывозили на автобусах, где они и захлебывались в собственной блевотине.Ну а прикинем, что было бы, если бы столичная система здравоохранения обладала достаточным количеством УАЗов спецмедпомощи?
Да, УАЗ машина тряская и некомфортная, но в условиях массового поражения она ровно в 5 раз эффективнее любого навороченного реанимобиля, а в условиях бездорожья - так и в 10 раз!
Но вернемся к системе организации "скорой". В Московской области нет никакой единой Станции скорой медицинской помощи (ССМП) - в каждом районе, которых целых 50 штук, своя Центральная районная больница (ЦРБ), в составе которой и существует ССМП. В каждом районе - своя!
Естественно, нет никакой единой диспетчерской - диспетчерской вообще нет, есть телефон, на котором сидит фельдшер или даже медсестра - принимает вызовы и тут же, на месте, распределяет наряды. Собственно наряд один - в ЦРБ.
Но теперь посмотрите на карту административно=территориального деления Московской области. Вы увидите множество мелких населенных пунктов, которые физически в 2-3 раза ближе к "чужой" скорой помощи, чем к "своей". Но бригада, находящаяся, может быть, в километре от умирающего, не получит вызова вообще! Потому что у нее своя диспетчерская. Ну а если кто-то дозвонится до "чужой" диспетчерской, то, скорее всего, получит отказ и телефон "нужной" ему "скорой" - подчас только на одних звонках теряется столько же времени, сколько нужно, чтобы умереть.
В советское время срочный вопрос еще можно было решить на уровне "горизонтальных связей" - соседи могли позвонить сами и сказать, мол, в деревне Нижние Говнищи умирает человек, у нас нет поблизости никого - не выручите? Если была возможность, выручали, а как оно сейчас?.. Думаю, что никак.
Вот именно такая история и произошла с Турчинским - "своя" скорая оказалась очень далеко. А "не своей" оказалось насрать. Между прочим, обычная история, ничего экстраординарного, такое происходит десятилетиями, и на это насрать уже Минздравсоцразвития.
Так вот, еще 20 лет назад было сформулировано предложение создать единую Станцию скорой медицинской помощи Московской области, в подчинении не у 50 ЦРБ, а непосредственно у областного минздрава. Это, во первых, позволит лучше укомплектовать "скорую", в первую очередь спецбригадами - дело в том, что расчет общих бригад ведется на 10 тысяч населения, а спецбригад - на 100 тысяч. Если считать на каждый сравнительно небольшой город области - получается мизер, а если рассчитывать на все население субъекта Федерации в 7,5 миллионов человек - получится гораздо более увесистая цифра, 75 бригад.
Во вторых, делить область по зонам надо не в соответствии с административным делением, а по секторам и направлениям, благо все трассы здесь идут радиально.
В третьих, что, может быть, самое важное - появится единая диспетчерская, которая будет распределять вызовы не по принципу административной подчиненности - а кому ближе ехать. И куда ближе доставить.
Просто? Да, наверно, даже слишком просто для того, чтобы заинтересовать кого-либо из начальства. Где тут распределение финансовых потоков, где новые возможности обогащаться? Только помощь какому-то населению... Да нафиг бы оно пошло, это население! Бабло надо пилить, а не на машинках по больным разъезжать - как-то справлялись раньше, и теперь как-нибудь справятся.
А что Турчинский умер? Ну так "погиб Максим, да и **** с ним"... Ведь так получается, а, господа чиновники?
Комментарии
В нашем городе на "скорой" остались практически одни фельдшера, почти все врачи подались на заработки в Москву.
Но сейчас с врачами на "скорую" станет еще хуже: Минздрав стал требовать, чтобы они получали специальное образование, сертификат специалиста по скорой помощи. А это или 1 год интернатуры, или 2 года ординатуры. В итоге, врач-терпаевт из поликлиники не может работать на "скорой", т.к. у него нет сертификата; а найти желающих учиться дополнительно год или 2 года и потом всю жизнь кататься в "коросте" очень проблематично.
идиотское медицинское страхование,которое позволяет наживаться мошенникам.Необходимо вернуть качественное,бесплат-
ное медицинское обслуживание.
Мертвому не поможешь, а всем остальным нелишне ознакомиться, куда обратиться кроме участкового врача и скорой, чтобы жизнь не оборвалась столь трагическим и преждевременным образом:
http://blog.minzdravsoc.ru - Последовательность действий граждан для получения высокотехнологичной медицинской помощи
А то, что именно реформы разрушили эти связи, у меня нет никаких сомнений. Может быть по человечески врачи и диспетчеры готовы помочь умирающему, но благодаря "реформам" их так повязали финансовыми вопросами, что легче пережить укоры совести, чем последующую финансовую отчетность.