Страна рантье, эмигрантов и охранников

Политологи могут профессионально мечтать даже натощак, а экономисты не хотят - даже сытые.

Активное обсуждение в блогосфере и реакция моих знакомых на доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра» вызвал столь знакомые воспоминания, что я взялся за перо.

Скоро, в августе будет 20 лет с появления программы «500 дней», которую я тоже писал. В свое время над ней посмеивались именно за попытку нарисовать быстрый старт реформ. Кажется, в 1994 году Евгений Григорьевич Ясин выпустил книжку «500 дней гайдаровских реформ», в которой показывал, как близко по скорости «500 дням» действовал Егор Тимурович. То есть в жизни пришлось действовать еще быстрее. Правда, надо обязательно отметить, что в 1991-м у Гайдара положение в экономике было намного хуже, чем в августе 1990 года. Пик промышленного производства в СССР (мы сами и подсчитали в начале 1990 года) был достигнут в ноябре 1989. И в 1990 году ВВП уже упал на 2%. То есть упустили больше года для более мягкого старта реформ, все рефлексировали.

Прошло двадцать лет, а трансформация общества, экономики и государства как-то не слишком завершена. Остается простой выбор - ждать погоды на нефтяных рынках или попытаться договориться о будущем и как туда попасть. Но предложение обдумать процесс завершения и его конечную цель трансформации все же многих раздражает. Остается загадкой, почему никто за двадцать лет не додумался обсудить более внятно с обществом «камо грядеши»! В Восточной Европе все хорошо и просто: пошли прямо в ЕС, и не надо голову ломать. А мы вроде рванули, но только в смысле общей идеи: не договорились «на берегу» о более ясной картине.

На Руси (и не только) все еще действует правило: что ни делай, но кому-то не угодишь. То коротко мыслишь, то в Утопию залез в компанию к Томасу Мору и Томмазо Кампанелле. Конечно, страшновато так думать о будущем: кисельные политические берега, молочные братья регулируют дорожное движение, как на острове Буяне «изоб нет - одни палаты» (в смысле областные и общественные).

Гражданское общество пирует на костях поверженного дракона коррупции.

Идея сделать некое понятное описание России то ли через 20, то ли через 30 лет появилась в сентябре 2009 года в «Инсоре». Меня позвали, и я взялся работать, как двадцать лет назад. Руководствуюсь в таких случаях мудростью Александра Сергеевича - старший Гринев в «Капитанской дочке» говорит младшему: «На службу не напрашивайся - от службы не отказывайся». Однако возникло одно неожиданное препятствие: оказалось, что политологи могут профессионально мечтать даже натощак, а экономисты не хотят - даже сытые. Мои собраться и друзья экономисты дали массу разных тонких соображений (это зовется «ситуационный анализ» или нежно, по-французски - «ситан») по поводу невозможности трансформации от нашего нынешнего состояния к будущему. Но они категорически отказались мечтать. Самое мягкое я услышал: «Да как мы из этой ямы... какие там вершины!?»

Мы все равно сложили некую разумную картину при несложной собственной оценке будущего положения в мире. Там нам надо еще будет суметь зацепиться за общий темп эволюции и найти пространство при неравномерностях развития и динамики окружающего мира. Это получился не прогноз, а сценарий при высокой степени национального согласия: элит и среднего класса в особенности при всех их внутренних различиях интересов. На презентации доклада меня попросили нарисовать самый мрачный альтернативный сценарий - пожалуйста, вот он!

Очень мрачный сценарий без войны: все умные люди сами съехали и детей своих свезли в Европы и Америки. А дома осталось много армии и охранников, которые охраняют природные ресурсы страны от всех (и от себя). Федеральные университеты на сырьевую ренту процветают и продолжают обучать детей для работы «эброад»! Так что не столько утопичен наш сценарий, сколько тосклив вот этот - стать страной рантье, эмигрантов и охранников. Тогда уж никаких гуру - даже наногуру - не получится!