Минтранс: совещание по вопросам лоцманской деятельности
Совещание по вопросам лоцманской деятельности в Минтрансе напоминало молоко из супермаркетов Перед длинными выходными заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев, как всегда, срочно, спешно, внезапно и без какой-либо подготовки собрал и провёл совещание Рабочей группы по вопросам лоцманской деятельности в Российской Федерации, которое началось с конфузов.
О конфузных ситуациях - чуть позже, а пока сообщим, что росморпортовский функционер Сергей Ильяшенко, который от имени ФГУП «Росморпорт» дерётся на лоцманском поле брани, регулярно на этом поле «прокалывается».
Прошлым летом негосударственные лоцманы пригласили Минтранс и Росморпорт поучаствовать в очередной конференции, которую проводило Некоммерческое партнёрство «Национальное объединение лоцманских организаций» (НОЛО). Поучаствовать - и пообсуждать минтрансовскую идею-фикс ликвидировать негосударственные лоцманские организации и создать единую, исключительно, государственную контору для оказания лоцманских услуг во всех морских портах Российской Федерации. Приехал Ильяшенко, в полемическом задоре назвал одну из реальных причин, лежащих в основе этой идеи:
- Речь идет о Федеральном бюджетном учреждении, вот это истинно государственная структура. Но если она будет едина, и единственная, то лоцману просто некуда будет уходить. Вот и все. Пожалуйста (выделение наше - прим. «В окияне-море»).
Сейчас лоцманам, и вправду, есть куда податься. Хочешь находиться внутри логичной организации лоцманской работы, постоянно совершенствоваться в профессии и жить неплохо - иди к негосударственным лоцманам. Желаешь работать в два раза меньше, а получать в два раза больше - иди в Росморпорт. Да и конфликты бывают - производственные, личные. В конце концов, человек может плюнуть - и перейти к конкурентам. Проблем влиться в новый коллектив не возникнет: лоцманов всего около 900 человек на всю Россию. В пределах одного порта все друг друга знают и поддерживают дружеские отношения.
Минтранс же, по свидетельству Ильяшенко, в качестве организационно-правовой формы предпочитает крепостное право. Так удобнее, так дешевле.
Прогноз на результат введения рабства в морских портах страны понятен. Если сейчас имеется дефицит лоцманского состава, то после огосударствления в лоцманы просто никто не пойдёт. Никому не захочется сидеть на бюджетной сетке и рисковать каждый рабочий день жизнью и здоровьем. Волна - и на Чёрном море, и на Балтике - волна. Ударит не вовремя - будьте любезны, лоцман за бортом. Не говоря уже о незапланированных случайностях. На Западе, например, специальные рекомендации принимают - что должен делать лоцман, если штормтрап оказался в неисправном состоянии.
Кстати, авиаторы уже дожили: обращаются к Правительству с просьбой разрешить нанимать иностранных пилотов.
То есть, Ильяшенко - он как отлив. Всё время что-нибудь обнажает. Вот и на только что прошедшем совещании обмолвился.
Директор НОЛО Виктор Рябоконь вновь обратил внимание руководителя Рабочей группы Виталия Клюева на то, что два года Росморпорт не предоставляет негосударственным лоцманам статистику и экономику по организации лоцманского дела в убыточных морских портах страны. А договаривались-то, что Росморречфлот, Росморпорт дадут информацию, НОЛО на этой основе разработает свой вариант обеспечения всех портов, больших и малых, гарантированными лоцманскими проводками.
Клюеву ответить было нечего, он молчал. Ильяшенко, молодец, решил поддержать вышестоящего руководителя. И нечаянно обнажился. Почему это, ответил он Рябоконю, мы должны вам что-то предоставлять? Вся информация в портах есть, идите, берите, считайте, если вам надо.
Тут уж директор НОЛО потерял дар речи. Рабочие группы для чего создаются? Для объединения усилий в целях решения имеющейся проблемы. Проблема, в данном случае, такова: Минтранс, Росморречфлот и Росморпорт имеют полную информацию, но организовать лоцманское дело не могут.
Год за годом, в том числе, в течение всего времени существования Рабочей группы, положение с обеспечением морских портов лоцманскими проводками остаётся неизменным, «В окияне-море» уже приводил цифру: суммарный убыток Росморпорта от лоцманской деятельности составляет порядка 300 млн руб.
Это - не нормально. В Минтрансе, Росморречфлоте и Росморпорте чего-то не хватает, варианты: интеллекта, желания, ответственности... Но чего-то, точно, не хватает.
Негосударственные лоцманы в своём интеллекте уверены, желания и ответственности - хоть отбавляй. Для того чтобы разработать предложения по организации лоцманского дела в России, не достаёт официальной, законно полученной информации. При этом НОЛО не обособляется, не собирается делать из своих предложений секретов, негосударственные лоцманы готовы к совместной работе с Минтрансом, считают, что обеспечение морских портов гарантированным и качественным лоцманскими обслуживанием - общее дело.
Поэтому в бытность Министром транспорта Игорь Левитин создал Рабочую группу: для объединения усилий! Но Левитин ушёл, а Клюев два года делает всё, что может, для саботажа деятельности Рабочей группы. Теперь Ильяшенко это откровенно пояснил.
Ну, а первый конфуз, с которого началось совещание, состоял в том, что в повестку дня Виталий Клюев включил второстепенные вопросы и сослался на негосударственных лоцманов. Якобы, от них пришло такое предложение. Виктор Рябоконь прямо сказал, что это не так. Главное, что всегда предлагали и предлагают обсудить негосударственные лоцманы - законодательное обоснование, преимущества и недостатки различных принципов организации лоцманского обслуживания в морских портах РФ. Но главное - стараниями Виталия Клюева - опять опять прошло мимо Рабочей группы.
Директор НОЛО напомнил, что не выполнены решения совещания Рабочей группы от 17.02.2013 (см. у нас новость «Горячая фаза войны против негосударственных лоцманов перешла в холодную» от 19.02.2012). Негосударственным лоцманам не предоставлена информация для разработки модели организации лоцманского дела в морских портах России. Поэтому проводить нынешнее совещание нет смысла. Оно будет ни о чём.
Кроме того, в вину Клюеву поставили использование двойных стандартов при формировании состава Рабочей группы. В 2012-м году скоропостижно скончался лоцман АНО «Гильдия лоцманов Кандалакшского залива» Бойцов. Негосударственные лоцманы тогда, естественно, предложили ввести вместо него другого человека.
Ответ Клюева был не то, что потрясающим, а несуразным, не согласовался с принятой во всём мире, в том числе, и в России, административной практикой. Заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта заявил, что состав Рабочей группы утвержден распоряжением Министра и никаких замен не будет,даже в случае смерти члена группы.
Однако теперь на совещании возникли три новых лица - двое от Российского профсоюза моряков и один - от Росморпорта. Виктор Рябоконь заявил, что так работать - некорректно, и совещание оказалось на грани срыва.
Конфузную для руководителя Рабочей группы ситуацию смягчил член Рабочей группы Александр Оводовский. По его предложению, совещание, всё же, состоялось. Но оно было похоже на продукты из супермаркета. Да, на упаковке написано «молоко цельное». А внутри находится белая жидкость неизвестного происхождения.
Проект протокола мероприятия мы публикуем, чтобы читатели «В окияне-море» могли составить о совещании личное мнение.
Валерий Зинченко,
портовый город Москва.
ОТ РЕДАКЦИИ. Обращаем внимание читателей на то, что текст чёрного цвета - это вариант Виталия Клюева, а красные правки - предложения негосударственных лоцманов. Изменения, вроде, небольшие. Но начинаешь вдумываться, чем же это обернётся на практике, - и замечаешь принципиальную разницу.
Комментарии