Что такое национализм?
На модерации
Отложенный
Национализм - это идеология и практика, основанная на представлении, что основой государственности, хозяйственной, социальной и культурной жизни является нация.
Нация - первична, государство - вторично. Нельзя решать проблемы государства в обход проблем нации. Бессмысленно надеяться, что можно укрепить государственность, не укрепив государствообразующую нацию.
Есть и другое определение, которое мне нравится, совсем короткое: национализм - это любовь к своей нации. Однако оно осложняется тем, что термин «любовь» люди как только не трактуют... Обычно смешивают с влюбленностью. Здесь же «любовь» в трактовке Эриха Фромма: заинтересованность в развитии объекта любви. Это не только защита и уж точно не требование привилегий, это именно желание, чтобы объект - в обсуждаемом случае нация - не просто существовал (и его «не обижали»), но и развивался.
Те, кто высказывает желание «законсервироваться», вернуться назад (все равно, в монархию, в СССР или еще куда) - НЕ националисты, они лишь маскируются под них. Другой вопрос, что наследие прошлого можно и нужно использовать для создания будущего.
Национализм - это инстинкт сохранения нации. При его отсутствии нация распадется либо ассимилируется.
Русский националист М. О. Меньшиков более века назад сформулировал так: «Национализм, мне кажется, есть народная искренность, в отличие от притворства партий и всякого их кривляния и подражания. Коренному русскому племени вовсе не все равно, остаться ли наверху или очутиться внизу».
Процитирую статью из журнала "Отечественные записки" (№4, 2004 г.). Педагог Эйдельман в своей статье пишет:
«За многие годы работы в школе я не раз обращала внимание на некоторые особенности употребления моими учениками двух вполне безобидных личных местоимений множественного числа, "мы" и "они". Не скрою, смысл, который они подчас придают этим словам, внушает мне серьезную тревогу.
Вот характерный пример, известный всем учителям. Рассказывая о любой войне, в которой принимала участие Россия, ребята почти всегда употребляют местоимение "мы": мы разбили немцев под Сталинградом, мы победили Наполеона, мы разбили шведов под Полтавой... Это, во всяком случае, хоть как-то можно объяснить, а вот что означают слова "мы победили Шамиля", "мы присоединили Казань", "мы разбили татар на Куликовом поле"? И уж совсем поразительно: "мы разбили хазарский каганат", "мы торговали с варягами"...
В воображении ребят по просторам России-матушки во все времена и эпохи маршируют эти загадочные "мы". ... И вот что интересно - в учебниках, которые главным образом и формируют такое восприятие, так никогда не пишут. Там все изложено аккуратно: не "мы" воюем, а восточные славяне, или князь Святослав, или московское войско, или армия Петра Первого. Но почему-то мои ученики абсолютно уверены, что все эти сражающиеся люди, многие из которых при ближайшем знакомстве показались бы им не просто странными, но совершенно чужими, на самом деле все равно - мы."
Далее Тамара Натановна предлагает программу борьбы с этим самым "мы"; но в контексте разговора куда интереснее факт, что современные дети (школа, 2004 г.), со всех сторон атакуемые либерализмом, интернационализмом и прочими "общечеловеческими ценностями", инстинктивно понимают и принимают русских как "мы".
Это и есть природный, естественный национализм.
Не помню, кто именно сказал, но описание очень правильное: «Я больше люблю свою дочь, чем кузину, а кузину больше, чем соседку, но из этого, честное слово, не вытекает, что я ненавижу свою соседку» - из национализма не следует идея «превосходства нации над другими», как это часто можно услышать.
Нация - это «своя среда». Скажем, я категорически не хочу жить на крайнем Севере или в пустыне. Джунгли также не привлекают. Наиболее комфортно я себя чувствую в средней полосе. Это не потому, что она «вообще лучше» - она лучше конкретно для меня, я здесь родился и привык. И я буду категорически возражать, если кто-либо каким-то образом будет пытаться преобразовать климат в месте моего проживания в более холодный или более жаркий.
Только в родной, национальной языковой и культурной среде русский человек чувствует себя комфортно и спокойно (то же верно и для других национальностей, разумеется).
Я очень люблю задавать одну задачу тем, кто выступает за политкорректность и т.д. Очень простая задача: вы выбираете квартиру. Одну из нескольких вариантов. Они одинаковые по всем параметрам, отличаются только соседи. О которых ничего не известно, кроме национальности: русские, таджики, цыгане и чечены. Какую квартиру вы выберете?
Как только не вертятся ужом толерантненькие индивиды, чтобы не делать выбор! Мол, люди разные бывают... Бывают, кто спорит-то. А квартиру какую выберете?
Один раз, помнится, получил вымученный ответ: «Выберу ту, где соседи - русские, но такие вопросы задавать нельзя!». Наглядно, не так ли?
При этом не исключено, что русские соседи окажутся буйными алкашами, а таджики, цыгане и чечены - это профессора МГУ. Но ответа «обязательно выберу каких-нибудь не русских соседей» я не услышал ни от кого, насколько бы либерален и политкорректен не был бы собеседник.
Человек - это прежде всего представитель своего народа, наделенный его внешними признаками, его характером, его менталитетом. Он может отрицать этот факт и даже восставать против него, но он не в силах изменить порядок вещей и не подчиниться ему - формируется это на уровне бессознательного, с самого раннего возраста, когда мы только учимся говорить и познавать мир. Сразу при рождении человек уже является носителем определенной национальности (даже при смешанном происхождении - одна из «половин» доминирует). Не националисты искусственно делят людей по национальному признаку, а сама природа.
Немного забегая вперед: важно не путать национализм с нацизмом, шовинизмом, фашизмом и др. - это будет разобрано далее.
Важно понимать, что национализм без социализма - фикция. Если нет социальных гарантий, то нет заботы обо всей нации, а лишь о части таковой (скажем, так называемый «национал-либерализм» постулирует преференции для некоего «среднего класса»). Но раз нет патернализма по отношению ко всей нации, то какой же это национализм (вопрос о том, что к нации не относятся те, кто сам не желает себя к ней относить, и проч., здесь не раскрываю за очевидностью)? Забота о нации реализуется во всей полноте именно в варианте «семейной» организации общества, где даже труд умелого сантехника считается вполне достойным (и оплачивается выше прожиточного минимума), а не при традиционно противопоставляемом социализму капитализме, где в условиях т.н. свободного рынка выше прочих ценится искусство впарить покупателю побольше некачественного товара.
Попытка продвинуть не-социалистический национализм - это лишь популизм, желание «порулить», получить преференции для себя, и не более того.
Комментарии
А ведь именно этот аспект проблемы наиболее актуален для страны. Кроме того, в в заметке "странным" образом уравниваются понятия "социализм" и "социальные гарантии". А сам "национализм" трактуется, как "патернализм по отношению ко всей нации", т.е.ю сводится к идеологии и политике руководства по отношению к "народу", а не к сознанию и поведению самого народа. Да и трактование понятия "нация" в географическо-ландшафтных терминах:"Нация - это «своя среда». Скажем, я категорически не хочу жить на крайнем Севере или в пустыне. Джунгли также не привлекают.", - показывают, мягко говоря, не вполне внятное представление автора о сути проблемы.
Имхо, но что-то я не понял - а что же хотел сказать автор? Хотя некие подозрения о "заказухе" есть.
Видимо, сказывается, что их высидела одна и та же курица. Братишки.
Опять, как и на соседней теме, "читаете книгу и видите"... неизвестно что. Объяснил же Вам автор, что национализм не подразумевает "чувства превосходства своей нации".
Вы сначала объясните, что это такое "превосходство нации"?
Даже если я националист, разве я буду утверждать, что русские лучшие в мире джазмены или бегуны на длинные дистанции?
Что означает слово "фашизм" Вы, конечно, тоже не знаете. Поэтому можно считать, что последнюю фразу произнес попугай.
Так вот ликбезом с Вами и прозанимаешься.
На соседней теме Вы не ответили на мой пост. Согласились что-ли?
Вы, может, и государственник, но либерал. Пока что наши либералы только разлагали государственность. Поэтому у нас эти слова не сочетаются. Как если сказать "Горячий снег".
Вы восхищались либерализмом: "В либеральном обществе больным -помогают, а от Вас несёт каким то отвратительным жлобством!" Это Вы писали мне на теме про уродство.
Больным помогают во всяком нормальном обществе. Только такие, как Гаитяне, не хотят помогать своим в беде.
Во времена великих переселений и ассимиляции народов, конечно, стало намного сложней сохранять национальные признаки, видимо, ввиду того, что нарушается как связь с природой, Родиной, так и потери национальной принадлежности людей. Глобализм - один из основных "врагов" национализма. В сочетании с развитием рыночной экономики на планете, развитием транспортных ифраструктур, информатизации, происходит формирование одной "национальности" - "житель планеты Земля".
По поводу позиции Т.Эйдельман.
Странно, что она в упор не хочет понимать того, что хорошо понимают дети. Т.е. что понятие этноса, национальности включает в себя разделение человечества на "Мы" и "Они". Это детально разжевал еще Гумилев. Он же показал, что этнос характеризуется стереотипом поведения. Человек может примкнуть к любой национальности, если сумеет соблюсти этот стереотип. Генетика важна, но не абсолютно.
Если человек имеет национальность, "свой" народ - это большое счастье для него. Он уже не бессемейный бомж.
Да, национальность - это по большому счету, миф.
Но мифом является все - семейные отношения, любовь, дружба, патриотизм, интернационализм, история. Все можно как принять, так и отбросить. Но без мифов человек не может жить в принципе. В жизни побеждает тот, чей миф сильнее.
Поэтому "перевоспитывая" детей, Эйдельман просто хочет навязать им свой собственный миф.
А "политкорректность" может только погубить нас.
А вы уверены, что это самое "мы" является отражением национального начала. а не чего-то иного?
Потому что я достаточно жила и людей навидалась. И вот что скажу.
Есть люди, которые, независимо от национальной, социальной и проч. принадлежности, умели нести ответственность за свои поступки. Они требовали к себе любви и уважения ровно столько, сколько заслужили. Вот этот конкретный И.П.Сидоров. Умен, добр. порядочен? Вот за это и уважайте конкретного меня - И.П.Сидорова. За ум, доброту и порядочность. А не за то, что И.П.Сидоров принадлежит к какой-то группе вполне заслуженных лиц, ПРИМАЗАВШИСЬ к ним каким-то боком. При этомглядя на умного и порядочного представителя нации, было не стыдно за нацию в целом.
А еще я видела Васю Пупкина, который в детстве прятался за мамкину юбку, а вырос - начал искать, за чью "юбку" хорошо бы спрятаться. И нашел. Ведет себя, как свинья. Глуп, неоразован, непорядочен, а попробый скажи ему, чтобы умыл рожу и перестал писать в подъезде - раздается вопль:
"Я РРРРРРуский националист-патриот-трах-тарарах! Обидишь меня - обидишь всю Русь святую в моем лице!!!"
Хотя, с точки зрения воровок - ворон, это вполне можно прокаркать как "фашизм"....