Кому «неудобна» правда об Освенциме?
На модерации
Отложенный
В Польше прошла церемония, приуроченная к 65-летию освобождения Красной Армией узников Освенцима и Дню памяти жертв холокоста, отмечаемому во всём мире. Однако дело едва не обернулось политическим скандалом.
По случаю памятной даты в Освенциме и расположенном недалеко от него Кракове собрались многие политические и общественные деятели. В их числе были президент Польши Лех Качиньский, бывший премьер страны и нынешний глава Европарламента Ежи Бузек, президент Евросоюза Херман ван Ромпёй, израильский лидер Шимон Перес, представители еврейских организаций разных стран. Российскую делегацию возглавлял министр образования и науки Андрей Фурсенко,
Начались памятные мероприятия с III Международного форума «Жизнь народу моему» в краковском оперном театре. Этот форум был организован Европейским еврейским конгрессом и лично его председателем - россиянином Вячеславом Кантором. Поднявшись на трибуну, он призвал помнить о том, что именно советские солдаты освободили узников концлагеря, в котором погибло свыше миллиона человек.
Кантор выступил с призывом к польским и другим политикам не ставить знак равенства между нацизмом и сталинизмом. Он напомнил, что именно Советский Союз заплатил за освобождение мира от «коричневой чумы» самую большую цену. И «не стоит в такой памятный день политизировать (отмечаемое. - Ред.) событие », - заявил глава Европейского еврейского конгресса.
Однако, как тут же выяснилось, не все восприняли этот призыв. На трибуну поднялся председатель Европарламента, премьер-министр Польши в 1997-2001 гг. Ежи Бузек. В годы его руководства правительством страна проводила оголтелую антироссийскую линию, существенно испортив отношения двух стран на рубеже тысячелетий. И сказанное им в столь знаменательную дату подтвердило самые мрачные предположения.
«Эта армия (Красная. - Ред.) освободила узников лагерей смерти, однако эта армия принесла нам новый тоталитаризм. Освобождение не дало свободы», - так начал своё выступление Бузек. И лишь обратив внимание на то, какое выражение появилось на лицах присутствовавших в зале ветеранов войны и узников концлагеря, заговорил о необходимости помнить о жертвах холокоста, поведал о возрождении в Кракове еврейской национальной жизни.
Но затем все же Бузек не удержался от историко-политических спекуляций. «40 лет коммунистической агрессии были также сложными для граждан Польши. И вот 20 лет назад случилась окончательная победа демократии над тоталитаризмом», - вернулся он к излюбленной теме. После чего добавил, озадачив, наверное, всех: «Освенцим - это символ. Символ Европейского союза, который отстаивает и защищает права человека».
После всех этих слов, которые явно оскорбляли и освобождавших Освенцим советских воинов, и узников концлагеря, вполне мог разразиться скандал, в который оказались бы вовлечены представители России, Польши и Евросоюза.
К счастью, этого не случилось. Во многом потому, что в тот же день, 27 января, произошло событие, исключающее какие бы то ни было неадекватные толкования и оценки. В музее на месте концлагеря, в бывшем «бараке №14» была открыта российская экспозиция, где рассказывается о том, кто именно принёс свободу тысячам несчастных людей, ожидавшим страшной смерти.
«Эта экспозиция правдиво отражает трагедию жертв фашизма и подвиг тех, кто победил фашизм. Каждый человек, каждый народ имеет национальность, и фашизм победили тоже конкретные люди. И трагедия, и победа объединила нас всех», - сказал, выступая в Освенциме, глава российской делегации Андрей Фурсенко.
Можно вспомнить, что российская (прежде - советская) выставка существовала в Освенциме с 1961 года. Но в 2004-м её работа была приостановлена, а в 2007 году и вовсе почти на три года закрыта. Причина была связана отнюдь не с необходимостью реставрации экспонатов или с протечкой крыши. Всё опять упёрлось в исторические спекуляции.
Польской стороне не понравилось, что узники из присоединённых в 1939 году к СССР по пакту Молотова-Риббентропа районов Западной Украины и Западной Белоруссии были названы советскими гражданами. Дескать, их нужно считать гражданами Польши. Узников из Прибалтики, присоединённых к Советскому Союзу год спустя, также нужно было именовать гражданами Латвии, Литвы и Эстонии.
В итоге польская сторона назвала содержание выставки «советской пропагандой» и закрыла её как «исторически недостоверную». Кроме того, полякам показалось, что россияне существенно завысили число жертв и неверно отметили населённые пункты, из которых узников доставляли в Освенцим. Урегулирование споров отняло несколько лет.
И затягивание открытия российской выставки, и скандальное выступление председателя Европарламента показывают, что ряду польских политиков крайне неудобна правда об Освенциме. Их попыткам приравнять коммунизм к нацизму мешает историческая правда. В том числе тот неопровержимый факт, что Освенцим, как и другие лагеря смерти на территории Польши (Майданек, Треблинка), был освобождены Красной Армией. И тот, что в боях за освобождение Польши от нацистов погибло 600 тысяч советских солдат.
Речь Бузека означает, что многие польские политики готовы и дальше спекулировать на истории, обвиняя воинов-освободителей во всех смертных грехах и зарабатывая политические очки исключительно на бичевании России. И их не смущает ни то, что в такой день выступать с подобными речами, мягко говоря, неприлично, ни то, что эти речи, когда бы ни произносились, оскорбляют и освободителей, и узников страшного концлагеря.
Комментарии
По мнению их нынешних политиков, СССР "оккупировал" их еще до 1941 года. Легионеры, вместе с немецкими войсками, по мнению тех же политиков, "боролись за свободу" Прибалтики. То есть, Германия несла им "освобождение".
Непонятно тогда: как же "освобожденные" оказались в Освенциме?